Февраль 2018.
Welcome to Jordan - это первое, что вы будете слышать на протяжении всего путешествия.
Иордания страна на ближнем востоке, всего в трех часах лёту от столицы Украины.
Зачем мы туда отправились?
Да потому, что там не привычная для нас природа, интересная культура, и мы в Европе уже практически все обсмотрели. Захотелось пустыни и верблюдов. Соскучились за экстримом. Я, так точно.
Так что, как всегда живем в палатке, передвигаемся автостопом и нарушаем слегка законы (в плане спим в неразрешенных местах). Таскаем литрами на себе воду и купаемся в теплых реках. Петра - ее оставим на самый конец. Успеем так успеем, а нет ну и Бог с ней.
Первое, что мучило меня несколько месяцев до выезда это виза.
Посольства королевства Иордании в Украине нет, хотя в интернете можно найти и адрес и номера телефонов, но там никто не отвечает и письма возвращаются назад. По состоянию на 2018 г. виза в аэропорту Аммана по прилету стоит - 40 JOD или по курсу 0,71$ за 1 JOD. Мы рассчитывались кредитной картой сняло 59,76$ это скорей всего из-за двойной конвертации накинули пару $.
Таможенный контроль выглядит следующим образом, вы стоите в очереди, первый таможенник берет у вас деньги за визу, уточняет, где вы будете жить в Иордании, мы для этого случая забронировали через booking несколько ночевок в Аммане и еще 3 ночи в пустыне Вади Рам (сразу аннулировали, как только покинули аэропорт), предъявили распечатки на арабском офицеру. После чего он посмотрел на меня и стал уточнять у Димы, кто я ему, друг или жена, бронь то на двоих. Дима ответил "wife".
Офицер кивнул головой вклеил визу и передал документы офицеру, что сидел рядом. Следующий офицер, снова уточнил, кто я Диме, получив ответ wife, взял наши документы и подозвал третьего офицера, что-то ему сказал на арабском и тот, махнул рукой нам пойдемте за мной. О-па! Ну все думаю, сейчас тут и останусь, раз нет документов подтверждающих наш брак, которого собственно и нет. Но, то ли офицеру не хотелось с нами разбираться из-за позднего времени суток, на часах почти час ночи. Он глядя на меня, снова спросил, кто я Диме, получив ответ wife, нам отдали паспорта и мы пошли получать багаж.
Да, мы в этой поездке с багажом, если раньше мы летали только с ручной кладью, то тут пришлось взять багаж по причине, что жидкотопливную горелку Optimus Nova+ везти в ручной клади запрещено. Но, мы достаточно много налетали с МАУ, поэтому багаж нам обошелся бесплатно, обменяли мы мили, которые накопили имея карту Panorama club.
Можно ли ночевать в аэропорту если поздний рейс?
Можно, но там неудобные сиденья, особо не поспишь. Поэтому мы вышли с аэропорта, пошли прямо по центральной аллее к выходу из зоны аэропорта, прошли метров 300 и вошли в кусты из туи, которые высажены в виде круга, внутри установили палатку.
Утром в часиков 8 был первый сюрприз, рабочие, которые пришли переодеться в это же место, сидели и болтали о чем-то, заметив что мы проснулись, куда-то удалились, потом через 10 мин. вернулись с тремя стаканами сладкого восточного чая, два для нас)))
Автостоп по 5-ти бальной шкале?
По пяти-бальной на 6!
Наливают ли бензин в пластик?
Не узнавали, дело в том, что горелку Optimus Nova+ мы брали у ребят из ПроПоходы, и перед тем как ехать в путешествие ее нужно было протестировать. А так, как в Украине на заправке отпускают минимум 2 литра, то протестировав горелку решили, что раз бензин уже есть, то повезем 1 литр с Украины.
На сколько комфортно девушке в Иордании?
Вопрос конечно меня волновал, но не сильно. Я же была с парнем. Но, я вам скажу, хотя в Иордании женщина имеет второстепенное значение к "белым" отношение другое. Ни разу никакого негатива или приставаний я не заметила, только горящие глаза мужчин выдавали их заинтересованность мной, море комплиментов. Мне было комфортно не смотря на то, что мы говорили всем, что муж и жена, мужчин это не останавливало, им хотелось знать чем занимаюсь в своей стране, сколько детей.
Рискнула бы я туда поехать одна - нет, страшно, что украдут))
Погода в феврале?
Нам повезло из всех проведенных дней дождь мы застали только 2 раза ночью. Днем в пустыне Wadi Rum было около 28°, ночью 14°. Самая холодная ночевка была у Петры где-то +3, но я не заметила, так как спальник был на 0° градусов. Страдал только Димка, со своим летним старым спальником. К 12 часам дня, температура поднималась до 25°.
Вода?
В Иордании проблема с водой и это правда. Поэтому сразу как только прилетели набрали воды в аэропорту. В пустыне просили воду у бедуинов. Потом брали воду в Петре и в информационном центре заповедника Вади Муджиб + местные нас немного угощали чистой бутылированной водой.
Пустыня Wadi Rum (وادي رم )
Вода?
В Иордании проблема с водой и это правда. Поэтому сразу как только прилетели набрали воды в аэропорту. В пустыне просили воду у бедуинов. Потом брали воду в Петре и в информационном центре заповедника Вади Муджиб + местные нас немного угощали чистой бутылированной водой.
Пустыня Wadi Rum (وادي رم )
Это наша первая пустыня. Мы отправились за красным песком и получили его вдоволь.
Добрались в пустыню мы достаточно быстро. Имеется в виду, от аэропорта пройдя 3 км до трассы под названием Highway (прямая трасса по направлению в Акабу), там в течении 5 мин уехали с водителем, который за 3 часа довез нас до поворота на Wadi Rum при этом сделал еще одну остановочку, чтобы купить кофе и кексы нам и себе.
Следующая машина, которая нас подобрала ехала вообще в противоположную сторону и мы ее даже не останавливали. Но, водитель остановившись рядом с нами спросил куда мы направляемся, услышав, что в пустыню, развернулся и сказал садитесь. Мы уточнили - это бесплатно? Ответ был - да. Ничего не понимая сели в машину. По дороге он нас отвез на железнодорожную станцию Вади Рам. Мы его не просили об этом, но в планах у меня было туда заглянуть только на обратном пути с пустыни. Так вот, что же там такого, что заслуживает внимания туристов.
Там стоит старый поезд. А начиналось все вот как. Для того, чтобы утвердить свои позиции султана, как основного политического и духовного авторитета в мусульманском мире Султан Абдулхамид II в 1900 году решил построить железную дорогу, которая бы соединяла Дамаск со святыми городами Мединой и Меккой. К 1908 году была проложена только линия между Дамаском и Мединой. Это сократило время паломничества между двумя городами с 45 до 5 дней. Я могу только представить себе, каким облегчением это стало для паломников. В настоящее время часть старых железных дорог Хеяз, которая находится в Иордании, действует, как железная дорога Иордания Хеджаз. Железнодорожное полотно, соединяет страну на протяжении 450 километров или около того. И наконец, это туристическая достопримечательность, старинный поезд, который проходит по пустыне. Проверить сайт для получения свежей информации об экскурсии можно тут. Туристы садятся в поезд он трогает и перед ними воссоздают арабскую революцию 1916 года. Получается достаточно интересно наблюдать с вагонов, как ниоткуда на лошадях и верблюдах появляются бедуины стреляют из ружей и захватывают поезд.
В феврале таких шоу не проводят, так что мне было интересно просто полазить по этому поезду.
Seven Pillars of Wisdom
До заката оставалось минут 40, нас высадили у ворот на проходной в Wadi Rum пустыню. Откуда то взялся парнишка, что-то стал щебетать, мы не особо обращали внимания попрощались с водителем и отправились к кассам. Пока я делала фото, этот шустрый бедуин крутился возле Димы. Потом сбегал в кассу принес нам по буклету, внутри которого была напечатана карта и говорит вот ваши билеты. Я смотрю на него, на буклет, снова на него и говорю, что это просто информация, а он нет это билет, вот внизу цена.
А там написано :
По прибытию в Visitors centre, пожалуйста, подойдите прямо к стойке регистрации и закажите свой тур со стойки регистрации.
- Цена фиксирована (перейдите к кассе)
- Цена за джип (не за человека)
Вход гражданам Иордании - 1 JOD
Туристам из других стран - 5 JOD
Ну, блин развод среди белого дня, деньги пока не отдаем, идем за ним он заводит к охраннику и спрашивает нас на сколько мы в пустыню. Мы ответили, что на сутки.
"То есть вы завтра утром уйдете"? - допрашивал нас.
Ну чего пристал, думаем. Уйдем. А сами гадаем с какой целью он интересуется, хочет больше денег выпросить?!
Перед входом на дорогу, что вела в пустыню у нас взяли 10 JOD. Деньги мы меняли еще в аэропорту, за 20$ получили 13 JOD.
Вот и свершилось, мы вошли в Wadi Rum, ну как вошли по дороге еще нужно было пилякать 8 км до села Wadi Rum, а после, еще по песку километра 7 до места, где можно было поставить палатку. Еще каких-то 30 минут и солнце сядет совсем. Но, мы успели сделать только пару фото, как возле нас затормозил автомобиль, за рулем сидел все тот же бедуин, что продавал нам брошюры под видом билетов.
Знакомьтесь, это Саппа он живет в селе Вади Рам, и решил нас подбросить до первого бедуинского шатра, что бы мы там могли установить палатку. Саппе огромное спасибо, так как он сэкономил наше время и провез нас на 15 км. Поил чаем, смешил и сказал вы мои друзья, можете оставаться ночевать тут. Сам уехал обратно в село. А утром пришел хозяин этого чудного шатра. А нам как-то так неудобно резко стало.
Итак, пока Дима готовит кофе, а хозяин еще не приехал, быстро расскажу про наши планы на пустыню.
Было огромное желание побродить по ней пару дней, брать джип на прокат, мы не планировали, мы же не тратим денег в путешествиях. Да и не особо интересно любоваться пустыней из кузова автомобиля. Хотя те, кто не привык ходить с рюкзаком скажут обратное.
Значит план такой:
первое, это заглянуть в каньон Khazali, что рядом с с ночевкой;
на второе у меня фото сессия на маленьком мосту;
на третье - верблюды, мы чувствовали, что они где-то должны быть;
и в четвертых,найти какую-то достопримечательность, к которой возят всех туристов;
пятым последним пунктом было увидеть закат в пустыне.
Скажу сразу, мы выполнили все 4 пункта, кроме последнего, заката видно не было, сильная облачность помешала.
Khazali canyon
Я очень люблю путешествовать не в туристический сезон. Все достопримечательности свободны, никуда нет очереди, ты можешь расслабиться и просто получать удовольствие.
Так и с маленьким мостом после нас привезли сразу два джипа с туристами и выстроилась очередь, чтобы сделать фото, я к тому времени уже переоделась и мы начали спуск со скалы. К верблюдам туристов тоже не подвозят, машины проезжают в 4 км от них.
Достопримечательность: Гриб
Вид на красную дюну, с которой туристы съезжают на борде.
Еще по вчерашнему закату стало понятно, что восход солнца нам не видать. Сильная облачность затянула небо. С 5 до 7 утра барабанил дождь по палатке. Без солнышка пустыня казалась еще более красной. В этом была своя красота. Мы приготовили завтрак из воды, которую нам вчера дали бедуины из кемпинга, что под нами. Мы сегодня ночевали на скале с которой наблюдают закат.
Покинули мы место ночёвки в 10:30. Еще целый день проведем в пустыне, двигаться будем в сторону выхода, но не через село Вади Рам, а обойдем его с противоположной стороны скального массива Um Ishrin. Согласно карте в 4 км будет песчаная Дюна. Выглядит очень красиво на фоне гор. На ней даже растут растения адаптировавшиеся к пустыне. Более подробно расскажу о Wadi Rum в отдельном блоге.
Недалеко от выхода из пустыни заприметили несколько джипов с туристами, которых привезли к холму, если честно там нет ничего такого, что стоило внимания. Но дело в том, что деньги бедуины получают не за количество достопримечательностей, а за время которое они катают туристов.
А теперь самое интересное, в пустыню можно было зайти и не заплатив. За моей спиной нет забора, и видны Сем столбов мудрости, забор только у информационного центра, где кассы и туалеты. Но мы об этом узнали только, когда сегодня вышли из-за скального массива и увидели, где именно находиться наша дорога, которая ведет на трассу Highway. Получается, что после того как нас два дня назад высадили у информационного центра, нам нужно было идти не к кассам, а по дороге влево, пройти пару километров и войти в пустыню.
Очень быстро мы словили машину, потом на повороте пересели к бедуину в джип. У него была молодая жена и трехмесячная дочка. Все происходило быстро. Ты здороваешься, говоришь место куда тебе нужно, а потом волшебную фразу "Ноу мани, окей?" В 98% все отвечали "окей".
На Highway, машины решила по останавливать я. Автомобили, как мне показалось просто так останавливались, лишь бы нас взять. Фуру мы не тормозили, специально палец не поднимали, но она остановилась позади нас, и торговцы помидорами, что стояли и торговали на обочине, подбежали к нам и сказали идите машина остановилась. Переговоры у нас всегда с водителями ведет Дима, кроме одного раза, когда я договаривалась с молодым парнем отвезти нас на ночь глядя в Вади Муса (Петра). Он сказал, что только 12 км может подвезти, нам подходило, остальные 15 км мы могли легко проехать уже утром. После того как я сказала, что я не одна, он обернулся и глянул в заднее стекло, а там Димка с двумя рюкзаками. Хорошо, садитесь был его ответ.
Как бы хорошо мы не прятались нас нашли. Сегодня 14 февраля. День будет полон приключений. Встали рано, как впрочем и всегда, приготовили только кофе и стали собираться. Тут смотрим кто-то к нам с дороги спускается, у нас была надежда, что человек тут просто так гуляет. А нет. Он пришел уточнить тут ли мы ночевали и есть ли у нас билет в Петру. На ответ, что да тут ночевали, он нормально отреагировал. Что касалось билета, мы ответили, что планируем пойти сейчас купить, и тут второй вопрос, а в какую сторону вы планируете идти влево или в право!?)) Стоим смотрим на него как на дурочка, он думает мы вообще дебилы и если задумали тайком войти в Петру, то сейчас возьмем и скажем ему об этом.)) Я говорю, что через Visitors centre зайдем. Он махнул головой, что правильно. Позвонил по телефону, сообщил о нас кому-то и ушел обратно на дорогу. Мы с паковались и пошли полазить по довольно интересным скалам, что окружали подход к Петре. Все это время этот человек следил за нами.
В Петру мы пошли только для того, чтобы пополнить запасы воды и приготовить завтрак. Вот, мы прошли досмотр вещей, через сканер, и оказались на площади где размещались кафе, сувенирные ларьки и кассы с туалетами. Еще в Киеве, я у Димы спросила, хочет ли он в Петру, если да, то мы покупаем jordanpass и не заморачиваемся ни с визой ни с чем. Оплачиваешь кредитной картой 70 JD - (99 USD) и гуляй по Петре целый день + еще 40 достопримечательностей входит в этот билет, а так же не нужно платить за визу в аэропорту. Но, Дима мне так ответа и не дал, а я решила, что Петра не стоит таких денег, вообщем я знаю многие нас не поймут. Но мы не капельки не жалеем, что не побывали в Петре.
Недалеко от выхода из пустыни заприметили несколько джипов с туристами, которых привезли к холму, если честно там нет ничего такого, что стоило внимания. Но дело в том, что деньги бедуины получают не за количество достопримечательностей, а за время которое они катают туристов.
А теперь самое интересное, в пустыню можно было зайти и не заплатив. За моей спиной нет забора, и видны Сем столбов мудрости, забор только у информационного центра, где кассы и туалеты. Но мы об этом узнали только, когда сегодня вышли из-за скального массива и увидели, где именно находиться наша дорога, которая ведет на трассу Highway. Получается, что после того как нас два дня назад высадили у информационного центра, нам нужно было идти не к кассам, а по дороге влево, пройти пару километров и войти в пустыню.
Очень быстро мы словили машину, потом на повороте пересели к бедуину в джип. У него была молодая жена и трехмесячная дочка. Все происходило быстро. Ты здороваешься, говоришь место куда тебе нужно, а потом волшебную фразу "Ноу мани, окей?" В 98% все отвечали "окей".
На Highway, машины решила по останавливать я. Автомобили, как мне показалось просто так останавливались, лишь бы нас взять. Фуру мы не тормозили, специально палец не поднимали, но она остановилась позади нас, и торговцы помидорами, что стояли и торговали на обочине, подбежали к нам и сказали идите машина остановилась. Переговоры у нас всегда с водителями ведет Дима, кроме одного раза, когда я договаривалась с молодым парнем отвезти нас на ночь глядя в Вади Муса (Петра). Он сказал, что только 12 км может подвезти, нам подходило, остальные 15 км мы могли легко проехать уже утром. После того как я сказала, что я не одна, он обернулся и глянул в заднее стекло, а там Димка с двумя рюкзаками. Хорошо, садитесь был его ответ.
Безлюдная дорога на которой я остановила автомобиль до Вади Муса.
Дима прячется на остановке пока я ловлю машину в сторону Петры.
Wadi Musa
Мы так понравились водителю, что он все таки отвез нас в Вади Муса к входу в Visitors centre. Парень оказался веселым, включал нам заводную арабскую музыку, расспрашивал какими авиалиниями мы прилетели с Украины, и возможно ли как то ему познакомится с украинкой. Они помешены все на украинских женщинах, и очень хотели бы многие взять их себе в жены. Потом мы обсудили Петру, он сказал, что это нереально высокая цена за то, что внутри, и удивился, что мы планируем возле Петры ночевать в палатке, ведь Вади Муса это город, а не пустыня. Но они, просто не знали нас. Мы нашли и довольно не плохое место для ночевки.Как бы хорошо мы не прятались нас нашли. Сегодня 14 февраля. День будет полон приключений. Встали рано, как впрочем и всегда, приготовили только кофе и стали собираться. Тут смотрим кто-то к нам с дороги спускается, у нас была надежда, что человек тут просто так гуляет. А нет. Он пришел уточнить тут ли мы ночевали и есть ли у нас билет в Петру. На ответ, что да тут ночевали, он нормально отреагировал. Что касалось билета, мы ответили, что планируем пойти сейчас купить, и тут второй вопрос, а в какую сторону вы планируете идти влево или в право!?)) Стоим смотрим на него как на дурочка, он думает мы вообще дебилы и если задумали тайком войти в Петру, то сейчас возьмем и скажем ему об этом.)) Я говорю, что через Visitors centre зайдем. Он махнул головой, что правильно. Позвонил по телефону, сообщил о нас кому-то и ушел обратно на дорогу. Мы с паковались и пошли полазить по довольно интересным скалам, что окружали подход к Петре. Все это время этот человек следил за нами.
В Петру мы пошли только для того, чтобы пополнить запасы воды и приготовить завтрак. Вот, мы прошли досмотр вещей, через сканер, и оказались на площади где размещались кафе, сувенирные ларьки и кассы с туалетами. Еще в Киеве, я у Димы спросила, хочет ли он в Петру, если да, то мы покупаем jordanpass и не заморачиваемся ни с визой ни с чем. Оплачиваешь кредитной картой 70 JD - (99 USD) и гуляй по Петре целый день + еще 40 достопримечательностей входит в этот билет, а так же не нужно платить за визу в аэропорту. Но, Дима мне так ответа и не дал, а я решила, что Петра не стоит таких денег, вообщем я знаю многие нас не поймут. Но мы не капельки не жалеем, что не побывали в Петре.
Меня очень сильно расстроило состояние туалетных комнат в Петре. Туристы платят такие большие деньги за вход, а в туалете не работают защелки, двери грязные да и туалеты не особо чистые, их моют убирают, но вид не очень. Мы умылись, почистили зубы и набрав воды вышли и пошли искать безветренное место.
- Little Petra
Малышка Петра, ее мы пропустить не могли. Она бесплатная, так по крайней мере писалось в интернете, но хитрые бедуины пытались рассказать нам обратное. Но обо всем по порядку.
Сегодня впервые за все время, мы стояли на трассе больше 10 мин. Дело в том, что хоть автостоп в стране и отличный, есть такая особенность, что большинство драйверов (берущих бесплатно) будут активно и настойчиво предлагать довезти не туда, куда едут они сами, а туда, куда вам надо, но за большие деньги. И такое мы заметили только в Вади Мусе, как никак туристами они тут разбалованы. Но в целом, конечно, иорданцы к автостопщикам относятся хорошо. Поэтому только на 20 минуте нас подобрали два пожилых араба и провезли в соседнее село 3 км по серпантину вверх. Потом уже возле этого симпатичного ослика нас подобрала пожилая женщина с Европы, которая приехала в гости к друзьям и отвезла нас в Little Petra (6км).
За микроавтобусом проход, там стояли два бедуина, которые попросили у нас билет с Петры. Мы сильно удивились ведь кругом пишется, что вход бесплатный. Они нас уверяли, что вход возможен по билету из Петры или если у нас есть jordanpass. Ни того, ни другого у нас не было, и я начала с ними спорить, относительно бесплатного входа. Я вам скажу, что население Иордании в 70% отлично говорит на английском. Не то, что наши сотрудники пограничной службы в аэропорту Борисполь. Мы понимаем, что нам не попасть в малышку Петру говорим о'кей, и разворачиваемся. Тут бедуин, просит нас не уходить, и предлагает заночевать у него в кемпинге, и тогда можно посетить Little Petra бесплатно. Спасибо, говорим у нас есть где ночевать, но сегодня будет дождь вы не сможете спать в своем тенте, говорили они нам. И это нас удивляло на протяжении всего путешествия. Все думали, что мы путешествуем с дрыщавой палаткой, которая пригодна разве, что для того, что бы в ней просто переночевать на пляже летом. Если бы они только знали сколько стоят наши рюкзаки и все, что внутри них... Одним словом, мы не согласились у него ночевать, так как по плану следующую ночь мы должны были провести уже у Мертвого моря. Развернулись и идем обратно. Бедуины поняли, что денег у нас нет и мы им не заплатим, разрешили зайти в Little Petra. О ней будет тоже отдельный блог.
15 февраля, ночь прошла хорошо, я правда, пару раз просыпалась от того, что за окном дул очень сильный ветер, и пластиковое ведро, что стояло во дворе билось о стену дома и грохотало. Еще подумала, наверное хорошо, что так получилось, что мы оказали в доме, а не в палатке. Утром распрощались с ребятами и в 7:50 ми уже поймали первую нашу машину на сегодня. Потом будет вторая. Расстояния будут небольшими где -то по 5-7 км каждая нас провезет.
Оказавшись на этой безлюдной трассе, мы вначале подумали, может тут совсем никто не ездит. Но, совсем скоро проезжал водитель по имиени Аднан. Он не говорил по английски, но старался всё нам показать, что было интересного на этом серпантине, по которому мы спускались далеко вниз. Вниз это значит ниже отметки 0.
Дорога проходит среди, казалось вообще не проходимого рельефа.
За всем этим приглядывает он сам и у него есть 1 рабочий. Выпив каждый по 3-4 стаканчика чая мы хотели было идти вниз по дороге, но хозяин сказал, что отвезет нас сам. Спустя 15 мин. мы оказались на отметке минус 342 метра.
Вот никогда бы не подумала, что Иордания является одним из главных экспортеров фруктов и овощей на Ближнем Востоке. Пока мы с Димой не попали в место рядом с городом Сафи (Safi) именно туда направлялся очередной наш водитель, а нам нужно было двигаться прямо по трассе к Мертвому морю. До этого мы уже проехали плантации с кукурузой и мне очень не хотелось проехать еще и помидоры. Поэтому когда мы вышли с автомобиля, и нам сразу стали предлагать отвезти нас дальше мы отказались. Я хотела помидор. Сколько стоит это ведро мы не уточняли, помидоры растут просто вдоль дороги, женщины и дети собирают их и тут же продают.
И эти все плантации разместились всего на 3.32 % земли от всей площади в Иордании. Мы высмотрели тихое место у плантации. Только сели за кустом и начали распаковывать рюкзаки, уже пришло время завтрака, как к нам подошел мужчина, а в руках у него помидоры. Он протянул их Диме, что то говорил на арабском, мы не поняли. Но спустя 10 минут он снова вернулся со свежими баклажанами, маленьким перчиком и помидорами. Все это высыпал нам на каремат. Откланялся и ушел. Причем так много было помидор, что мы делали салаты еще 3 дня.
Не зря я всегда с собой в любую поездку беру 1 луковицу, обязательно пригодится. Салат с рисом пошел на ура!
Сегодня впервые за все время, мы стояли на трассе больше 10 мин. Дело в том, что хоть автостоп в стране и отличный, есть такая особенность, что большинство драйверов (берущих бесплатно) будут активно и настойчиво предлагать довезти не туда, куда едут они сами, а туда, куда вам надо, но за большие деньги. И такое мы заметили только в Вади Мусе, как никак туристами они тут разбалованы. Но в целом, конечно, иорданцы к автостопщикам относятся хорошо. Поэтому только на 20 минуте нас подобрали два пожилых араба и провезли в соседнее село 3 км по серпантину вверх. Потом уже возле этого симпатичного ослика нас подобрала пожилая женщина с Европы, которая приехала в гости к друзьям и отвезла нас в Little Petra (6км).
За микроавтобусом проход, там стояли два бедуина, которые попросили у нас билет с Петры. Мы сильно удивились ведь кругом пишется, что вход бесплатный. Они нас уверяли, что вход возможен по билету из Петры или если у нас есть jordanpass. Ни того, ни другого у нас не было, и я начала с ними спорить, относительно бесплатного входа. Я вам скажу, что население Иордании в 70% отлично говорит на английском. Не то, что наши сотрудники пограничной службы в аэропорту Борисполь. Мы понимаем, что нам не попасть в малышку Петру говорим о'кей, и разворачиваемся. Тут бедуин, просит нас не уходить, и предлагает заночевать у него в кемпинге, и тогда можно посетить Little Petra бесплатно. Спасибо, говорим у нас есть где ночевать, но сегодня будет дождь вы не сможете спать в своем тенте, говорили они нам. И это нас удивляло на протяжении всего путешествия. Все думали, что мы путешествуем с дрыщавой палаткой, которая пригодна разве, что для того, что бы в ней просто переночевать на пляже летом. Если бы они только знали сколько стоят наши рюкзаки и все, что внутри них... Одним словом, мы не согласились у него ночевать, так как по плану следующую ночь мы должны были провести уже у Мертвого моря. Развернулись и идем обратно. Бедуины поняли, что денег у нас нет и мы им не заплатим, разрешили зайти в Little Petra. О ней будет тоже отдельный блог.
Катаясь по Иордании, я совсем забыла о настенной тарелке, которую привожу с каждой страны. И тут в Little Petra я о ней вспомнила, бедуин назвал стоимость 5 JOD. Понятное дело, что у нас таких денег нет, оставалось только 3 JOD и я после непродолжительного торга все таки ее получила. И пока Дима бегал к рюкзаку за деньгами, бедуин предложил, мне накрасить глаза, так, как их красят бедуинские женщины. Было очень красиво и там были свои нюансы всего этого, но обо всем в следующем блоге.
В месте этом было спокойно и уютно, мы были там сами, где то спустя час приехали три девочки с Румынии, но их водил гид бедуин. Хотя там водить особо негде один каньон по нему и идешь. Но если есть деньги, почему не дать другим заработать. Когда вышли с малышки Петры на часах было начало второго дня. Стало очень жарко, одели шорты и стали на дороге ждать автомобиль.
Вообщем каждый раз в любом путешествии Дима единожды ошибается и ставит нас не на ту дорогу, что нам нужно. Так вышло и в этот раз.
Покинув Little Petra, в 700 м дорога уходила налево, а вторая шла прямо. Вот Дима вместо того, что бы стопить автомобили с той трассы, что поворачивала налево, настаивал, что нужно ехать на Королевскую дорогу - прямо, а с нее доберемся на Мертвое море. Короче крюк сделаем и мы на море. Каждый водитель, что нас вез говорил нам, что мы едем не по той дороге, и каждый раз я шипела на Диму.
Покинув Little Petra, в 700 м дорога уходила налево, а вторая шла прямо. Вот Дима вместо того, что бы стопить автомобили с той трассы, что поворачивала налево, настаивал, что нужно ехать на Королевскую дорогу - прямо, а с нее доберемся на Мертвое море. Короче крюк сделаем и мы на море. Каждый водитель, что нас вез говорил нам, что мы едем не по той дороге, и каждый раз я шипела на Диму.
Но в конце дня, когда мы оказались в компании вот этих красивых молодых иорданских ребят, поедая плов с курицей, он меня спросил: - Ну что, разве я плохой тебе День влюбленных устроил.☺♥
Водитель, последней машины на сегодня, что мы застопили, когда узнал где мы планируем ночевать привез нас к себе домой. И спали мы в иорданском доме, где было все необычно для нас.
15 февраля, ночь прошла хорошо, я правда, пару раз просыпалась от того, что за окном дул очень сильный ветер, и пластиковое ведро, что стояло во дворе билось о стену дома и грохотало. Еще подумала, наверное хорошо, что так получилось, что мы оказали в доме, а не в палатке. Утром распрощались с ребятами и в 7:50 ми уже поймали первую нашу машину на сегодня. Потом будет вторая. Расстояния будут небольшими где -то по 5-7 км каждая нас провезет.
Оказавшись на этой безлюдной трассе, мы вначале подумали, может тут совсем никто не ездит. Но, совсем скоро проезжал водитель по имиени Аднан. Он не говорил по английски, но старался всё нам показать, что было интересного на этом серпантине, по которому мы спускались далеко вниз. Вниз это значит ниже отметки 0.
Дорога проходит среди, казалось вообще не проходимого рельефа.
Он показал, плантации огурчиков, которые он выращивает, стадо овец, рыбу в искусственном озере.
За всем этим приглядывает он сам и у него есть 1 рабочий. Выпив каждый по 3-4 стаканчика чая мы хотели было идти вниз по дороге, но хозяин сказал, что отвезет нас сам. Спустя 15 мин. мы оказались на отметке минус 342 метра.
Вот никогда бы не подумала, что Иордания является одним из главных экспортеров фруктов и овощей на Ближнем Востоке. Пока мы с Димой не попали в место рядом с городом Сафи (Safi) именно туда направлялся очередной наш водитель, а нам нужно было двигаться прямо по трассе к Мертвому морю. До этого мы уже проехали плантации с кукурузой и мне очень не хотелось проехать еще и помидоры. Поэтому когда мы вышли с автомобиля, и нам сразу стали предлагать отвезти нас дальше мы отказались. Я хотела помидор. Сколько стоит это ведро мы не уточняли, помидоры растут просто вдоль дороги, женщины и дети собирают их и тут же продают.
И эти все плантации разместились всего на 3.32 % земли от всей площади в Иордании. Мы высмотрели тихое место у плантации. Только сели за кустом и начали распаковывать рюкзаки, уже пришло время завтрака, как к нам подошел мужчина, а в руках у него помидоры. Он протянул их Диме, что то говорил на арабском, мы не поняли. Но спустя 10 минут он снова вернулся со свежими баклажанами, маленьким перчиком и помидорами. Все это высыпал нам на каремат. Откланялся и ушел. Причем так много было помидор, что мы делали салаты еще 3 дня.
Не зря я всегда с собой в любую поездку беру 1 луковицу, обязательно пригодится. Салат с рисом пошел на ура!
- Каньонинг
Мы с Димой открыли в этом путешествии для себя новое экстремальное увлечение, такое как каньонинг.
Есть два вида каньонинга:
Есть два вида каньонинга:
Технический каньонинг – с применением дополнительного снаряжения (веревки, карабины, восьмерки, страховки и, конечно же каски).
Пеший каньонинг – без применения снаряжения. Правда, он тоже не исключает специальной экипировки. Мы не подбирали специальную одежду, обувь и обмундирование, которое защитило бы вас от холодной воды дело в том, что я выбрала ущелье, по которому течет очень теплая вода.
Водитель, который нас подвозил, просил нас туда не ходить, ведь это может быть опасно, утверждал он.
- Что опасного в каньоне, - переспросила я.
- Как что?! Там есть дикие звери! - ответил русскоговорящий водитель.
Мы улыбнулись и убедили его, что мы не какие-то там дилетанты, а хорошо подготовленные спортсмены. Попрощались набросили рюкзаки на спины и спрятались за высокими скалами каньона.
На часах 14:30.
Ты чувствуешь себя ребенком, которому разрешили босиком бегать жарким летом по лужам после дождя. Мозг не сразу воспринимает то, что речка может быть теплой, каждый раз когда нужно переходить реку, снова и снова, ты первые секунды готовишься к холодной воде, а тут раз и теплая. Это такой кайф к которому привыкнуть не возможно. Даже если можно было где-то обойти реку шли всё равно по реке.
Длина нашего маршрута около 10 км.
Это от Мертвого моря до отельного комплекса Ma’In Hot Springs Hotel Spa.
Нет, мы не черепахи, мы кайфовали от красоты каньона и теплой воды.
Вообще этот маршрут до отеля реально без рюкзаков пройти где - то за 5 часов туда обратно.
Ночь прошла тихо, имеется ввиду животные нас не съели, кроме лягушек мы вообще никого не наблюдали рядом с собой.
Ночь прошла тихо, имеется ввиду животные нас не съели, кроме лягушек мы вообще никого не наблюдали рядом с собой.
Спать было очень жарко, долго не могла уснуть. Утром выпили кофе и начали готовить завтрак, салат из помидор и гречневую кашку.
Пока мы завтракали, мимо нас пробежали четверо молодых иорданских ребят, скорей всего они соревновались кто быстрее пройдет каньон.
Но бежать по теплой воде, против течения это еще то удовольствие.
Первые два спокойно прошли мимо нашего кемпинга, третий которой догонял их спустя 10 минут, постеснялся и пытался лезть по водопаду(я на фото ниже у этого водопада), ему это не удавалось он спрыгнул и нашел камень, где поток был бы не таким сильным. Но силы он уже потратил на борьбу с водопадом, поэтому было жалко смотреть на его мучения. Последний парень, который догонял остальных был на позитиве, я махнула, что тропа проходит мимо нас, он с улыбкой поднялся, поздоровался и побежал за остальными. Спустя 40 минут они уже всей компанией возвращались назад. Позже мы увидели место куда они бегали, на одной из скал они оставили признание в любви девочке и дата 16 февраля 2018 г.
Оставшаяся часть маршрута, а это 5,88 км практически сразу началась с того, что нужно было карабкаться по огромным валунам, чтобы обойти первый пока, что водопад на нашем пути.
Потом воды снова стало ниже колен. И тут, Дима решил на видео снять, как я грациозно передвигаюсь по реке, среди красных скал. Замер снимает я дохожу до места, где мне нужно преодолеть маленький, ну совсем небольшой порог, по крайней мере с того места с которого я на него смотрела он был не высоким. Но когда я стала к нему приближаться, то вода стала доходить мне до ягодиц, я повернулась и говорю Диме, я не пойду дальше там по пояс. А сила воды такая, что с рюкзаком невозможно подняться. Приняли решение лезть на скалы, но они гладкие, упереться ногами не во что. Тогда я как единственный друг и соратник подставила колено, Дима по нему поднялся на полку и забрав у меня свой и его рюкзак, вытащил меня за руку.))) Жалела, что в такие минуты не было с нами третьего, кто мог бы все это снимать, получилось бы забавное видео.
Да, все время, на сложных участках, можно увидеть на скалах стрелки, они указывают куда именно нужно двигаться, чтобы обойти водопады.
Потом через 30 минут, будет еще привал, там я найду себе ванночку, где поток воды будет не очень сильным и "залипну" минут на 40, пока Дима будет готовить обед. Я буду лежать и думать, на сколько крутая штука жизнь, что ты можешь испытывать чувство счастья, просто от того, что лежишь в очень теплой воде в середине февраля и обогащаешь свою кожу минералами в Иордании.
Пришло время выбираться с каньона. Это все не так просто оказалось. Обычного выхода тут нет. Как только с левой стороны появился каменный забор у нас над головами, мы по огромному камню (куску скалы) стали карабкаться наверх. И вот вылезли мы на территории отеля. Дальше по плану мы хотели пройти незамеченными, так как вход на территорию отеля платный 15 JOD. Но мы, наверное сильно выделялись со своими рюкзаками среди красиво одетых обеспеченных иорданцев. Вообщем нас сдали полиции.
- Where are you from?
- Ukraine.
- Where is your ticket?
- No ticket.
- where you came from?
Вообще я злюсь, что Дима не понимает по английски, но тут нам это помогло, он решил , что нас спрашивают куда мы идем, и назвал город Мадаба. Полицейский удивился, до меня дошло, что сейчас можно быстро придумать историю, что мы якобы просто зашли с центрального входа сфотографировать водопад и идем обратно. Когда я ему это стала объяснять, он переспросил удивленно, понимаю ли я английский, и после общался только со мной. Еще раз уточнил, точно ли мы не будем купаться в водопаде, мы ответили, точно. Тогда он встал со своего места и провел нас на улицу, показал место где останавливаются маршрутки и пожелал удачи.
Солнышко вот - вот сядет, мы сделали несколько фото и пошли искать место под палатку.
- Dead Sea
Солнышко вот - вот сядет, мы сделали несколько фото и пошли искать место под палатку.
Длина иорданского побережья: 26 км. Большая часть этих пляжей принадлежит отелям и если вы не забронировали в одном из них номер, то попасть к морю можно либо как мы, на дикий грязный пляж, либо заплатив 12 JOD и провести время на Амман-Бич. С иорданской стороны достаточно крутой спуск к Мертвому морю в некоторых местах совсем доступ не возможен из-за крутого рельефа (обрывы). В нашем случае море было больше для галочки. Кайфа мы особо не получили.
Иордания - небольшая арабская страна со скудными запасами воды и природных ресурсов, в том числе нефти. Экономические проблемы включают высокий уровень бедности, безработицу, инфляцию и большой дефицит бюджета. Но не смотря на это, самым большим богатством страны - являются люди. Спасибо, что вы есть именно такие, какими мы вас узнали.
Теперь бюджет по нашему путешествию на одного человека:
- логистика
Перелет Киев - Амман - Киев (МАУ) 3127грн.
Вход в Wadi Rum - 5 JOD.
Теперь о вещах, что мы взяли с собой.
- палатка Hannah Desert 4-season;
- виза в аэропорту Аммана
Вход в Wadi Rum - 5 JOD.
Теперь о вещах, что мы взяли с собой.
- палатка Hannah Desert 4-season;
- рюкзак Osprey Aura AG 65 (вообще можно обойтись и литражом поменьше);
- жидкотопливная горелка Optimus Nova +
- жидкотопливная горелка Optimus Nova +
- набор посуды Optimus Terra He Lite Cookset;
- кружка Sea To Summit Delta Mug она же и миска;
- спальник Rock Empire Cyklotour;
- самонадувающийся коврик Sea To Summit Ultalight SI Mat;
- треккинговые палки;
- гидратор Source WRAP TANK 2
- полотенце из микрофибры Pinguin Towel L;
- налобный фонарик Petzl Tikka 80;
- штормовая куртка Odlo на мембране (не пригодилась);
- легкая пуховка (пуховый свитер) Jack Wolfskin вместо флиса;
- самонадувающийся коврик Sea To Summit Ultalight SI Mat;
- треккинговые палки;
- гидратор Source WRAP TANK 2
- полотенце из микрофибры Pinguin Towel L;
- налобный фонарик Petzl Tikka 80;
- штормовая куртка Odlo на мембране (не пригодилась);
- легкая пуховка (пуховый свитер) Jack Wolfskin вместо флиса;
- треккинговые штаны Prana;
- 1 комплект термобелья;
- 2 футболки;
- головные уборы: кепка и на вечер флисовая шапка или Buff;
- 2 пары треккинговых носков;
- флисовые перчатки The North Face;
- 2 пары треккинговых носков;
- флисовые перчатки The North Face;
- треккинговы ботинки Salewa WS MTN Trainer ;
- сандалии Teva;
- сандалии Teva;
- купальник
- очки Julbo Colorado Spectron 4
- платье.
- платье.
Путешествуйте побольше, даже если у вас совсем мало денег!
Подробно о каждом месте можно прочесть здесь:
- Пустыня Вади Рам (Wadi Rum)
- Малая Петра (Little Petra)
- Каньонинг в Иордании (Wadi Zarga)
Подробно о каждом месте можно прочесть здесь:
- Пустыня Вади Рам (Wadi Rum)
- Малая Петра (Little Petra)
- Каньонинг в Иордании (Wadi Zarga)
Комментариев нет:
Отправить комментарий