05.03.2018

Иордания. Пустыня Вади Рам (Wadi Rum).

Когда планируется поездка, обязательно есть место ради которого, собственно задумывается путешествие. Поэтому, пустыня Wadi Rum стала тем местом, пропустить которое, мы не могли.

Учитывая, что Wadi Rum самая дальняя достопримечательность на нашем пути, дальше только Акаба со своим Красным морем, было решено с аэропорта сразу ехать в пустыню.
Я наверное никогда не пойму тех людей, которые в такие уголки приезжает на несколько часов. На планете таких мест, как Wadi Rum мало, поэтому мы решили провести там 3 дня. Но, проснувшись утром, в 8 часов возле аэропорта, мы вернулись снова в здание аэропорта, чтобы запастись водой и немного подзарядить телефоны. И залипли, там на 3 часа, потеряв тем самым, драгоценное время заложенное на пустыню.
Поменяли 20 дол. в обменнике, получили за это всего 13 JOD в 12:00 покинули аэропорт и отправились на юг страны.
Сразу отмечу, общественным транспортом мы не пользовались, только автостоп.

Вот мы и у ворот в Wadi Rum, на часах 16:45, слева информационный центр с туалетами, где мы немного пополнили запасы воды. К кассе мы даже не успели подойти, нас сразу заболтал этот парнишка в тоубе (белый халат) и в бордовом пиджаке поверх, вынес нам по брошюре, сказал вот ваши билеты. Причем у него, это так ловко получилось, что нам даже в голову не пришло вернуться и подойти к кассе. Мы сфотографировали карту пустыни и пошли за ним ко входу в Wadi Rum. Перед этим зашли в комнатку, где сидела охрана, там нас внесли в книгу и я написала мобильный Димы, они сказали, это для того, чтобы убедиться завтра, что мы ушли. Понятное дело, никто бы трубку и не брал, так как мы в пустыню шли на 2 дня. Мы сразу им признались, что планируем ночевать в своей палатке. Отреагировали они спокойно. У ворот у нас взяли по 5 JOD (~ 7 $) и мы по асфальтной дороге отправились по направлению к деревне  Вади Рам.
Начнем с того, что пустыня пустыне рознь. Wadi Rum это не бескрайние просторы песка, совсем нет, на ее территории разместились горы. Мы вдохнули поглубже и зашагали навстречу новому.
Если кому-то поможет, вот карта. Мне правда все понятно стало только после того, как я там оказалась.  Хотя нет, правильней будет сказать, пока я не увидела масштаб пустыни, то мне казалось все так рядом, компактно. А на самом деле, площадь пустыни 720 км², это чуть меньше площади нашего Киева (836 км²). Так вот, у нас была карта и дома приблизительно набросали маршрут по пустыни. Но, пустыня внесла свои коррективы.
Первая достопримечательность, что встречает всех туристов, это "Семь столбов мудрости", их видно уже прямо от туристического центра, и это единственная узнаваемая достопримечательность в легкой доступности. Все остальное разбросано на больших расстояниях друг от друга. Потому собственно туристы приехав в Вади Рам пересаживаются со своих машин в джипы бедуинов, на своих не пускают, так как Вади Рам  - это заповедник, и катаются несколько часов по пустыне с бедуинами.
Напомню, что дело происходит в 10 числах февраля. Закат в это время года в 18:15.
Идти 15 км, нам не пришлось до нашей первой ночевки. Нас подкинул на своем джипе, все тот же парнишка. Его легендарный малиновый пиджак напомнил нам с Димкой о лихих 90-х. ))) И пока ехали толком не понимали куда же он нас везет, мы проехали деревню Вади Рам выехали на песок и двигаемся дальше. Уже было решили, что он нам экскурсию на ночь глядя устраивает, так мы и не просили. Но спустя минут 10 мы приехали к шатру. Он сказал, что тут мы можем ночевать.
Саппа, так звали парнишку. Развел нам костер из собранных в округе веток кустарника. Поставил на огонь огромные 10 литровые чайники с ароматным чаем из травы хабак и принялся нам разливать этот чай. Чайника два не случайно. В одном чай сладкий, в другом без сахара.
Наш новый друг очень хорошо говорил на английском, попивая стакан за стаканом мы узнали, что когда к Саппе приезжают друзья с Франции, он ходит с ними полазить на скалы. В Вади Рам даже проходят чемпионаты по скалолазанию. А вообще он не плохой малый, только по заливать любит. Хвастался на телефоне какие он крутые фото сделал пустыни, но там было видно, что фото сделаны профессиональным фотографом, а не им. Но мы кивали головой говорили, что супер. И как только уточняли где это снято, показывал нам в противоположную сторону, от всех достопримечательностей.  ))) Предложили Саппе с нами поужинать, он отказался, когда стала нарезать сало на бутерброды, он спросил что это, сказала свинка. На всякий случай предложила, но Саппа как истинный араб отказался. В Иордании где-то 95% населения это арабы, я знала, что свинину они не едят, но а вдруг бы он хотел по пробовать))
Поужинав, мы стали устанавливать палатку, спать вроде не сильно и хотелось, но желание побыть одним появилось. Я залезла в палатку пожелав спокойной ночи нашему новому другу. Саппа, еще минут 5 посидел и решил, что ему нужно ехать домой в деревню. Как только он уехал, я вылезла обратно и мы сели любоваться с Димкой пустыней, в которой зажглись огни кемпингов. Мы сидели и смотрели в темноте на джипы вывозящие ночью туристов обратно.
Еще такой нюанс, в Вади Рам можно ночевать выбрав и забронировав на booking себе жилье. Цены очень разные от 400 грн до 5000 грн за ночь. Завтра днем сделаю фото нескольких кемпингов для блога.
                                                        Дима готовит кофе у нашего шатра.
Утро действительно было добрым. В пустыне было очень тепло спать, поэтому мы укрылись только моим спальником. Еще вчера, Саппа показал нам, где стоит канистра с водой, мы почистили зубы и стали готовить кофе.
Когда вчера Саппа нас привез в этот шатер, мы было решили, что он имеет какое то отношению к этому месту. Но, рано утром приехал хозяин этого чудного шатра, и начал наводить порядки. Уточнил у нас, тут ли мы ночевали, мы ответили да. Он ничего нам не сказал, стал мыть стаканчики оставленные вчера после туристов. Второй его пожилой помощник пошел собирать сухой кустарник для разведения огня. Вскоре подтянулись и первые джипы с туристами, которых привезли в каньон Khazaliрядом с которым и стоял наш шатер.
                                                                                                                                              Вид с шатра.
В горе (1650м) образовалась глубокая узкая трещина и зовется это каньон Khazali. Витиеватые скалы причудливой формы делают это место волшебным. Когда мы с Димой туда вошли, от восторга рты поразевали.
Вот так выглядят кемпинги в пустыне, их огромное количество разбросано по всей территории. Этот среднего класса, тут обедают гости в одном большом шатре и ванна с туалетом отдельно от личных палаток. Завтра мы пройдем мимо космических шаров, вот там стоимость за номер будет уже 5000 грн. Но вид, фантастический.
Эта достопримечательность называется Little bridge, согласно карте у информационного цента. В сезон на нее очередь из туристов, сейчас же, мы спокойно смогли провести 20 минутную фотосессию.
Верблюды "корабли пустыни". Оказывается, они могут обходиться без воды до 14 дней. Их мы встретили спустя 30 мин. Я буду в блоге писать не километраж, что мы проходили, а время что мы тратили на дорогу. Так как привязываться в пустыне к единицам измерения расстояния очень сложно, во первых сразу как только из-за облаков появлялось солнце скорость наша уменьшалась, да и вообще идти по песку ты можешь со средней скоростью 3 км в час.
Это мое любимое фото. Так близко с фотоаппаратом меня не подпускала ни одна мамаша с верблюжонком. Сложилось впечатление, что они специально позировали. Ребеночек бесподобен, сосет молочко и поглядывает в камеру.
Ну пугайтесь, это ящерица, причем самая большая, что мы видели в пустыне. Помимо них бедуин нам сказал еще в пустыне есть змеи и скорпионы, но мы их не встречали в феврале.
Это ГРИБ. Пройдя 10  км от ночёвки, мы добрались к самой ближней от нас достопримечательности, к которой возят туристов. Устроив тут обед, мы повалялись в тени 50 минут и пошли обратно  искать скалу на которой встречают закат.
Очень красивые скалы попадались на нашем путы, похожие на огромные торты, облитые шоколадной глазурью.
Заката не было, облака к вечеру налетели и красивый закат отменили. Ну не слезать же нам теперь со скалы, там и решили остаться на ночь. Дима спустился вниз, под нами находился кемпинг для туристов, у бедуина попросил воды, ему не отказали, наполнили две полуторалитровые бутылки. Мы стали готовить ужин. Когда совсем стемнело, а стемнело просто мгновенно, снизу стали доносились звуки барабанов, бедуины развлекали туристов, заодно и нас бесплатно))
С 5 до 7 утра барабанил дождь по палатке. Потом налетел сильный ветер. Без солнышка пустыня казалась еще более красной. В этом была своя красота.  Дождались когда прекратиться дождь и стали выбираться.
                                                                                                    Вид на пустыню со скалы на которой встречают закат.
Вышли мы в 10:30. Сегодня еще целый день проведем в пустыне, двигаться будем в сторону выхода, но не через село Вади Рам, а обойдем его с противоположной стороны скального массива Um Ishrin.
А вот и кемпинг, ночь в котором стоит 5000 грн. Специально гуглили по приезду.
Еще одна из достопримечательностей это песчаная Дюна. Цвет песка у нее намного краснее и на фоне пасмурного неба выглядит очень красиво.
Очень скоро ветер разогнал тучи и вышло солнышко.
Как по мне, бедуины хорошо устроились. Жилье у них - это небольшое углубление в скале, к которому достроены 2 стены. Помещение это может быть внутри разделено тряпками на комнаты. Вот так и живут. К такой жизни больше склонно старшее поколение, молодые в большинстве живут в деревне Вади Рам и занимаются тем, что возят туристов на джипах.
Верблюжья колючка любимое лакомство здешних верблюдов. В принципе, любая зелень и сухостой, произрастающие в засушливой местности Вади Рам, – это именно то, что ест верблюд. Так что, это идеальное животное для жизни и работы в жаркой пустыне, которое помогает бедуину переносить тяготы его трудной жизни. Верблюд снабжает его и всю его семью прекрасной шерстью, из которой женщины изготавливают ткани, столь необходимые  в хозяйстве, и одевает всю бедуинскую семью, и кормит своим мясом, а верблюдицы дают полезное молоко.
По пустыне ездят сотрудники заповедника и осуществляют патрульный контроль. Они себя называют рейнджерами. Возле нас остановились, во время того, как мы снимали видео. Спросили все ли у нас нормально, не нужна ли помощь и уточнили есть ли у нас карта. Странно, что не проверили наличие билета.
А теперь, минуту внимания, в пустыню можно было зайти и не заплатив. Как выяснилось забор только у информационного центра, где кассы и туалеты. Но мы об этом узнали только, когда сегодня вышли из-за скального массива и увидели, где именно находиться наша дорога, которая ведет обратно на трассу Highway. Получается, что после того как нас два дня назад высадили у информационного центра, нам нужно было идти не к кассам, а по дороге влево, пройти пару километров и войти в пустыню.
И напоследок, хочу сказать, что это наша не первая  достопримечательность, которая включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Пустыня Вади Рам в нем с 2011 года.
Пусть и твой мир станет шире.

Путешествуйте побольше, даже если у вас совсем мало денег!

Обо всем путешествии можно прочесть здесь:
Welcome to Jordan

На других ресурсах : Маршрут, бюджет и малоизвестные места: как спланировать идеальное путешествие в Иорданию.