16.01.2021

Вердонское ущелье (Grand Canyon du Verdon). Тропа Блан-Мартель

Июнь 2019

Самые красивые виды мы проехали сверху над ущельем на автомобиле, путешествуя автостопом. Поэтому, фотографий бирюзовых вод реки Вердон, у нас нет. Думаю, это единственный раз, когда я завидовала тем, кто сверху. Так, как виды над ущельем невероятные.
Итак, в июне 2019 года мы бродили по югу Франции в Альпах верхнего Прованса по тропе GR 4 и Вердонское ущелье было финишем в нашем 6-ти дневном путешествии.

В Ругоне мы пообедали, сделали фото в розах и отправились по тропе GR 4 вниз. Но, вначале заглянули на смотровую площадку. Point Sublime (790 м) - это отправная точка знаменитого маршрута Блан-Мартель. Эта 14-километровая тропа проходит по Вердону на правом берегу от входа в каньон (Point Sublime) до Chalet de la Maline. Маршрут можно пройти в обе стороны, но тогда нужно выйти на маршрут не позже 8 утра.

Тропа Блан-Мартель. Самый известный путь Вердонского ущелья.  Тропа была построена в 1920-х годах туристическим клубом Франции. После более чем 2-х лет работы и выполнения многих работ (лестница Имбер установлена только в 1928 году).
Информация о тропе:
GR - красно-белые метки.
Расстояние 14 км.
Перепад высот 600 м.
Продолжительность 360 мин. (мы прошли быстрее)
На маршруте будут: лестницы, осыпь, скользкие камни, тоннели. Маршрут не подходит для людей с головокружением.
Камень #Галька #Земля #Гравий #запрещено передвижение с детской коляской.

От автостоянки рядом с Point Sublime (790 м) пошли вниз по GR 4 до автостоянки Couloir Samson. Спустились по ступеням еще ниже и по мостику вышли на берег реки, где одни заканчивали свой маршрут, другие начинали, как мы. Вау, это меньшее, что мы могли сказать, это было впечатляюще: огромные каменные стены стоят перед нами и изумрудная вода течет посередине.
На фотографировавшись, на прекрасном галечном пляже, поднялись по металлическим ступеням к входу в тоннель дю Бау. В этом изогнутом тоннеле длиной 670 м. нужно включить фонарик. Тоннель был первоначально построены в 1890 году как, часть проекта гидроэлектростанции, но от этого проекта отказались из-за войны.Через 400 м после входа увидели вырезанное в скале окно,  Baume aux Pigeons, можно было полюбоваться рекой Вердон, что протекала под нами.
Grand Canyon du Verdon - одно из красивейших мест в  Европе. Река Вердон берет свое начало на высоте 2819 метров, недалеко от Коль-д'Аллос, в массиве Труа-Эшеш в Национальном Парке Меркантур (Mercantour), что у границы с Италией. Знаете, почему Вердон бирюзового цвета?  Река Вердон, красивому цвету воды, обязана  фтору и содержащимися в нем микроводорослям, вероятно, отсюда произошло его название, образованное от латинского viridum, «зеленое место».
Начало 20 века ознаменовалось «открытием» ущелья Вердон. Ущелье не было известно за пределами Франции до 1906 года. Геолог Эдуард-Альфред Мартель руководил исследованиями в 1905 году. Его сопровождала группа местных жителей во главе с Исидором Бланом, учителем из Ругона. В их честь тропа и была переименована в тропу Блан-Мартель.
На выходе из тоннеля Бау было сужение ущелья, между стенами Эскале справа и стенами Герцога и Энкастеля слева. Затем идет тоннель Трескайр (Trescaïre) длиной 110 м. Для этого тоннеля фонарик не нужен. Проходя через эти два тоннеля, нужно быть осторожным, под ногами могут быть большие лужи воды в определенное время.
Когда закончились тоннели идти стало скучно. Река протекала где-то внизу. Людей встречали все меньше и меньше, пока и вовсе не остались одни.
Идти было очень жарко, ноги горели, поэтому, как толь тропа проходила в полутора метрах от реки, мы немедленно к ней спустились. Грохот в ущелье стоит сильный, но в этом что-то есть. Сделали чай, воду брали прямо из Вердона, съели по батончику и пошли наверх на тропу.
А вот, и самое интересное. Лестница Имберта в разломе высотой 150 м, которая выступает в сторону Вердона.
Вообще, я плохо представляю, как тогда в конце 20-хх годов прошлого столетия они монтировали эту лестницу. Но, просуществовала она 80 лет. Заменили совсем недавно старую лестницу  на новую, в период с сентября 2012 года по март 2013 года под руководством Генерального совета Альп Верхнего Прованса.  Для удобства уменьшили шаг, теперь ступеней стало больше, 274 в старой лестницей было чуть более 220.
Поднимаясь по нем, можно слегка пощекотать нервы, лестница узкая, но надежная.
Еще в ущелье много скалолазных трасс. Где-то на фото должны быть ребята лезущие маршрут, я их не видела, только слышала.
Поняла я одно, лучше по Вердону сплавятся, тогда хоть немного адреналина получите. Либо второй вариант, любоваться ущельем над деревней Мустье-Сент-Мари, там как раз, видно озеро Сент-Круа, куда собственно Вердон и впадает. И, несмотря на то, что карантин, "Путешествуйте побольше, даже если у вас совсем мало денег!"