Франция. Треккинг в Приморских Альпах по маршруту GR4.

Июнь 2019
Прованс! Прованс! Прованс!
Первое, что приходит на ум, это красивые занавесочки в мелкий цветочек, белая мебель и лавандовые поля.
Но, вот всего этого, мы и не увидели. Во-первых, лаванда зацветает, только в начале июля, в отелях и домах мы не жили, а занавесочек на окнах не видели, вообще. Наша цель - Вердонское ущелье. Именно поэтому, был выбран маршрут GR 4.
Прилетели в Ниццу (билет купили за 11 месяцев до вылета, следовательно, цена была 971 грн, МАУ только ручная кладь). На таможенном контроле,  ни о какой брони отелей и цели приезда никто не спрашивал.
Газ покупали в магазине Decathlon в Монако. В Монте-Карло мы все-равно планировали заглянуть, а размещение магазина в карликовом государстве намного удобней, чем в Ницце, и цены одинаковые. Так, как мы дома забыли переходник на цанговый баллон, то пришлось покупать накручивающиеся баллоны. Еще себе купила 1 трекинговую палку, из-за того, что в ручной клади провозить их нельзя, то решила, что потеря одной штуки, будет не такая болезненная. Но, в аэропорту Марселя ее пропустили!!! А вот, сыры пытались отобрать. Ужас.

Старт: Грасс
ФинишЛа-Палю́-сюр-Вердо́н
В день проходили: ~ 21 км
Период: 7 июня -12 июня
Проживание: спали в палатке в кемпингах, в замках возле древних церквей.
Передвижение: автобусом с Ницци до Граса за 1.50 ,  автостоп.
Еда: сушеная еда с Украины, покупали сыры, колбасу, багет и мороженное, когда попадали в деревни.
Напитки: вино, сидр, пиво.
Вода: проблем с водой в стране нет, в любой деревне есть фонтанчики с питьевой водой.
Фрукты: сезон черешни.
Погода: 22-26 °С, ночью в среднем 12°С.
Потратили: 60  на газовые баллоны, трекинговую палку, трекинговые носки, продукты и вино. Нашли 8 €.
Курс: 1 евро/29.90 грн.

Франция - страна, где хорошо оборудованы пешеходные тропы. Там их насчитывается более 100 000 километров, пересекающих страну во всех направлениях.
Но есть понятие, как  районы "дикой Франции" пути там самые многочисленные и самые популярные. Карта ниже показывает многие из самых длинных и популярных туристических маршрутов во Франции. Так как два года назад мы частично прошли по GR 10 "Высокая Пиренейская тропа, идущая вдоль испанской границы", то на этот раз решено было пройти по югу страны и выбрали GR 4 "Альп-Атлантическая тропа: от Грасса в Альпах, до Руайана в устье Жиронды". Понятно, не весь маршрут, а только 125 км. Старт в Грассе.

Во Франции пешеходные тропы называются" Sentiers de grandé randonnée"Как и в случае с основными дорогами, существует национальная сеть, 35 000 км обозначенных пешеходных дорожек, составляющих основную сеть, обозначены номерами, перед которыми стоят буквы GR. Из соображений ясности и разборчивости на карте ниже показаны только основные .
В общем, выбор для бродяг, туристов и серьезных путешественников огромен.
Хочу отметить сразу GR 4 не видовой маршрут. У вас на пути не будет красивых водопадов, скалистых пиков и уютных горных хижин. Так как, максимальная высота, что мы поднимались была 1617м., то весь путь практически проходится в лесах. Но, это не значит, что маршрут легкий и не интересный. Наоборот, перепад высот в 800 метров делает спуски просто наказанием, но наградой всему этому, будут старинные городки, административной области региона Прованс с захватывающей тысячелетней историей. Города, которые не потерялись с течением времени, а нашли свое место под солнцем.

Я уже писала выше, что прилетели мы в Ниццу, и закупились всем необходимым в Монте-Карло. Специально выделили на Монако 2 дня, чтобы все посмотреть, а на трек у нас было заложено 7 дней. Переночевали в палатке в Монте-Карло (это все-таки возможно), мы за 1.50  вернулись в Ниццу, купили сыра на поход в супермаркете Monoprix (сыр не везли с Украины) и на остановке Albert 1 сели в автобус № 500 за все те же 1.50 € до Грасса.
Ехать автобусом полтора часа.
Грасс - мировая столица парфюмерии — это довольно большой город, расположенный на высоте, 600 м. Именно здесь производится 2/3 всех натуральных ароматов Франции!
В планах было посетить Международный музей парфюмерии, но мы приехали в город уже когда все было закрыто. Поэтому, оставалось просто побродить по улочкам и отправиться наверх к месту начала маршрута. Воду набирали в гидраторы из питьевого фонтана в центре Грасса.

День 1. Грасс - Греольр
07.06.2019
Вверх: 886м
Вниз: 881м
Растояние:  23.07км

Первый день, он сложный самый. Рюкзаки полные еды, ноги еще не привыкли так долго находиться в обуви, поэтому денек выдался  веселым.
Жилье по всему маршруту очень дорогое от 70-85  с человека, кемпинги начнутся уже только на 5-й день трека. Поэтому, мы поставили палатку в 300 м. от указателя  начала маршрута в лесу.
Утром выпили кофе с сыром Фурм-д'Амбе́р (Fourme d'Ambert) и не позавтракав, экономим воду, отправились по тропе.
Вначале подъем не сложный, проходишь венецианский мост, поют птички, потом попадаешь на асфальтную дорогу, но мы по прежнему одни. Вокруг цветы, много цветов, это будет неизменным на протяжении всего маршрута, а где цветы, там много ос.
Потом дорога резко уходит на тропу и начинается подъём и выполаживание, деревья исчезают и становится жарко.
Дима решает сделать привал возле хижины, но по факту, это оказалось убежище от непогоды. Отдохнули, закинулись орешками и пошли дальше уже вниз. Завтрак, который у нас плавно перетек в обед решили устроить в деревне Коссоль, там нам любезно набрали воды в булочной.
Этот отрезок пути малоинтересный. А вот от Коссоля, начинается все самое интересное и подъем.
Тут в горах над тропой в 20 метрах есть церковь в пещере.
Немного в стороне от маршрута Observatoire Du Plateau De Calern. Мы подошли ближе, чтобы заглянуть в окна обсерватории.
Телескоп
Спустя час пути по плато начался спуск. На тропе набросаны камни разных размеров, это делает передвижение мучительным при большом уклоне. В один момент, Дима развернулся и спросил, что такого плохого он мне сделал, что я вожу его таким маршрутом.)) Но, я тоже страдала. Дома я видела карту перепада высот, но там, ничего не говорилось о камнях на тропе, которые все время попадаются под ноги и стараются сделать все, чтобы ты эти ноги по выворачивал.
Мы входили в деревню Сипьер (Cipières) и тут увидели деревья с черешней.  Забылись все обиды на маршрут, Дима пошел нарвал пару килограммов.
Сам город не такой красивый, как Грасс, но уютный.
Туалеты бесплатные во всех деревнях
Мы нашли при входе что-то вроде альберга, но открывают по звонку, не сезон еще.
Стоимость от 14-16  за кровать в зависимости от комнаты. Все это, прочитали на распечатке, что висела у двери. Тут же возле  альберга на нас стала лаять собака из соседнего двора, а наперерез ей смотрю несется с горки еще одна. Но, оказалось, что это бежала наша заступница, она облаяла собаку со двора и пошла рядом с нами не позволяя другим псам приближаться к нам. Это было забавно. Мы надеялись она вскоре отстанет от нас в центре деревни, но Франческа, так мы ее обозвали, пошла с нами дальше по маршруту. Был интересный случай, у Димы выключился телефон и трек перестал писаться, чтобы возобновить ему нужно было вернуться на 150 м вниз, а я осталась с рюкзаками наверху, Франческа вначале побежала за Димой, посмотрела куда он пошел, потом вернулась ко мне легла и стала охранять.
Причем легла за моей спиной, чтобы никто сзади на меня не напал.
До конца сегодняшнего трека оставалось пройти 1.67 км мы, это сделали за 51 минуту набрав при этом 260 м.
Лагерь разбили в городке Греольер (Gréolières) у часовни Saint Etienne.
Греольер,  средневековая деревня с двумя замками, все еще целыми, узкими улицами и типичными зданиями провансальского стиля. Имя Gréolières впервые появляется в 1033 году в символике аббатства св. Виктора Марсельского, "vineam unam in Graulieras".  Проживает в городе на сегодняшний день - 618 жителей, плотность 11 человек / км².
Поднялись к  часовни Saint Etienne, а тут Франческу учуяли, эти пушистые братья и сестры с кемпера, что стоял недалеко. Мы нашу подругу в обиду не дали прогнали пушистиков и стали готовить кофе. Лучшего места для ночевки трудно придумать. Воду набрали чуть выше по маршруту GR 4, который проходит прямо за часовней.
Франческа, удивительная собака, все время целовалась и послушно выполняла команды. Любовь к людям переполняла эту собаку, мы понимали, что идти с нами завтра она не должна, слишком далеко мы уходили от городка с которого она за нами увязалась, и нам хватило одного дня, чтобы мы друг к другу привязались.
Так как я любительница всего древнего, то поужинав мы отправились вниз в деревню Греольер. В палатку забросили все вещи, с собой взяли, только паспорта и деньги. Деревня уже красиво подсвечивалась фонарями и на улицах никого не было. Нам нужно было немного зарядить телефоны и умыться.
Деревня Греольер со всех сторон окружена горами. Очень приятно было прогуляться по старым мощеным улочкам с вековой историей. На прогулку мы потратили минут 15, набрали в туалете воды и пошли по срезке к часовне спать.

День 2. Греольр - Горный приют в 5 км от Ле Мюжуль
08.06.2019
Вверх: 1343м
Вниз: 1275м
Растояние:  15.47 км
Утро следующего дня было добрым!
По раскладке гречневая каша с грибами, но мы не знали, как отреагирует Франческа на грибы, поэтому приготовили спагетти.
Завтрак с видом на деревню.
Отвели собаку вниз к информационному центру, попросили связаться по номеру телефона, что был у нее на ошейнике с хозяином, но он не брал трубку. Сотрудница информационного центра заверила нас, что присмотрит за Франческой, но ей нужен поводок.
Стали все дружно искать поводок, нашелся у женщины в машине, что проезжала мимо. Вытерли слезы, и чтобы не слышать скулящего лая Франчески, быстро пошли наверх к рюкзакам.
Маршрут начался с подъема. Из-за собаки мы вышли поздно, в 11 утра. Но плюсом было то, что в июне температура в Приморских Альпах не поднимается выше 22°С. Так что, имея хороший запас воды, можно комфортно себя чувствовать на маршруте.
Как раз в этом месте Дима меня догнал и перегнал. Идет слушает группу "Ленинград", до меня долетают урывками слова песни и тут Дима начинает исполнять нервный танец. Я не разобравшись, полезла смотреть и уже мы танцуем вдвоем. А между нами извивается, какая-то змея. Когда она уползла, мы стерли со лба пот, Дима выключил музыку и стали глядеть в оба на тропу.
Выходишь из лесу, а тут красота. Смотришь и понимаешь, что тебе нужно вооон туда в самый низ ущелья.
Сейчас с высоты 1409 м. нам предстоит спуститься на 394 м.,  а потом снова подняться на отметку 1099 м.
Спуск усложняли змеи, которые в этих местах отдыхают на тропах. Ты не можешь смотреть по сторонам и наслаждаться видами, нужно быть все время предельно осторожным. Немного покопавшись в интернете дома выяснила, что на фото уж. А мы, в него бедного палкой тыкали, чтобы он дал пройти.
Спустились к реке, вода в ней бирюзовая. Решили принять ванну, а учитывая, что спуск был очень затяжной и ноги просто горели, то градус воды даже не ощутили. Наоборот получили невероятное удовольствие от полоскания в холодной воде. Заодно перестирав вещи, свеженькие пошли дальше.
На часах 18:06. Рюкзак все еще тяжелый, маршрут начинает уходить вверх, усталость дается о себе знать, пытаюсь снимать еще видео, где Дима по пояс в испанском дроке (желтые цветы), так как запах заполняющий все вокруг от цветов немного приводит в чувства. Но, спотыкаюсь все время об камни на тропе. Прошу Диму сфотографировать меня на подъеме, чтобы запомнить свое состояние. А потом, еще и себя в цветах.
В 20:32 дошли до места, которое на карте было обозначено, как горный приют. Осмотрелись, поняли, что здесь давно никого не ждут. И решили остаться на ночь. Под стеной стояла большая бочка с прозрачной водой, набрали через краник, попробовали, вода была нормальной. Сделали кофе, отдохнули и принялись готовить ужин. Сегодня ляжем пораньше,  завтра много дел.

День 3. Горный приют в 5 км от Ле Мюжуль - Антрево
09.06.2019
Вверх: 952м
Вниз: 873м
Растояние:  21.86 км

Если бы я знала, что сегодня вечером попаду в сказку, то поискала бы в Киеве платье с отрезным лифом и пышной юбкой. Вырез декольте окаймлял бы широкий кружевной воротник, где  рукава заканчивались кружевными манжетами. Эх!
Маршрут сегодня будет проходит по наибольшему количеству городков и деревень. И, так как запасов воды было только на кофе. Решили завтрак устроить в деревне Коллонг (Collongues), а по дороге сделать привал в еще одной очень старой деревне Ле Мюжуль.
Коллонг - красивая провансальская деревня, расположенная в самом сердце долины Чанан. Находится деревня на высоте 650 метров и построена на скалистом отроге, обращенном к горе Маумаль, откуда видна вся долина Риу в Эстерон.
В Коллонге наконец-то стали встречать людей, молодые семейные пары с детками грузились в автомобили. Местный житель из фонтана набрал воды, чтобы протереть стекло, поздоровался с приятной улыбкой на лице, мы ему в ответ "Bonjour" и  по ступеням поднялись к центральной площади. В бесплатном туалете набрали воды возле мэрии, приготовили завтрак, и немного, минут 10 погуляли по деревне. Дима отнес телефон на зарядку кому-то, приняли без проблем.
Маршрут шел параллельно асфальтной дороге по тропе по лесу, потом плавно переместился на грунтовую дорогу, и мы пошуршали наверх. Так, спустя 9 км с набором высоты в 300 м. мы оказались в деревне Амира. Там я пополнила запасы воды, забыла трекинговую палку, но вовремя поняла, что чего-то не хватает. Дальше зашли в лес полон цветов и спустились в Валь-де-Шальва́нь.
Валь-де-Шальва́нь является объединением трех деревень: Кастелле-Сен-Кассиен, Монблан и Вильевиль. В то время как Montblanc и Villevieille состоят только из нескольких домов, разбросанных по мирной долине, Castellet-Saint-Cassien является более существенным, с его "замком", который был разделен на квартиры.
Так выглядят квартиры в замке. Верхний этаж.
Castellet Saint Cassien - это небольшая группа домов, окруженных этим почтенным замком (построенным в 17 веке баронами Гландевеса), на вершине небольшого холма в широкой, чрезвычайно мирной долине, полностью в стороне от проторенной дороги. Здесь есть мини-автостоянка в тени двух лип, огромный ухоженный луг, на котором можно устроить пикник на одном из деревянных столиков, предусмотренных для этой цели, крошечная часовня с двумя колоколами, большая прачечная с черепичной крышей, датированная 1922 годом. одна или две красивые каменные усадьбы в провансальском стиле, окруженные кустами самшита, ранее являвшиеся хозяйственными постройками замка.
Узнали, что провинция Прованс является родиной игры петанк. Пета́нк (от прованс. pèd tanco — дословно «ноги — колья», поскольку при броске игрок не должен отрывать пятки от земли, пока шар не коснется земли, то есть ноги уподобляются врытым в землю кольям). Французы так захватывающе играют в эту игру, кидая шары в свое удовольствие. Мы первый раз увидели, как играют в петанк, когда обедали возле замка.
Следующий раз
наблюдали, за игрой  уже в  Антрево это следующий и последний на сегодня наш город в который мы должны прибыть согласно указателю через 2:45 пройдя 7.5 км. Становится понятным, что идти нужно будет в гору.
Дима запланировал сделать ночевку в Антрево, как и в Греольре у замка, но когда я увидела, как высоко находиться замок по отношению к городу, мы отказались от этой идеи. Спрятали рюкзаки у реки рядом с акведуком и пошли посмотреть город налегке.
В город я влюбилась, ничего подобного ранее я не встречала.
Антрево - одна из тех провансальских деревень, которая смогла сохранить свой характер и очарование. Она была классифицирована как одна из 1000 самых красивых деревень Франции. По приказу Людовика XIV в 1690 году Энтрево была укреплена вобаном. Доступ к цитадели интригует из-за девяти зигзагообразных рамп. Деревня сохранила свои исторические здания нетронутыми, как военную, так и гражданскую архитектуру. Высокие и узкие дома, маленькие общественные площади и древние фонтаны, все это посреди великолепных пейзажей, оливковых рощ и террасных садов.
Туристы приезжают в деревню к 10 утра и покидают до 18, так что мы гуляли в полном одиночестве. Наслаждаясь сказкой, в которой оказались.
Что мы посмотрели в цитадели :
- Средневековые сады. Готический собор.
- Зубчатая колокольня (уникальная в Провансе).
- Средневековый укрепленный замок.
- Все укрепления цитадели.
Музей мотоциклов так и не нашли, хоть и шли по стрелкам.
За стенами:
- Часовня Сен-Жан.
- Рабочая маслобойня.
Городок стоит того, чтобы его посетить, поэтому добраться сюда можно и по трассе из Ниццы, ведущей из аэропорта в St-Martin du Var, а дальше по дороге RN 202. Те кто без авто могут воспользоваться автобусом 790 "Nice – Entraunes", который останавливается в Антрево.
Более подробно об Антрево будет в отдельном блоге.
Пока распивали у колокольни сидр решили, что заночуем прямо у стен города. Сбегали за рюкзаками, и спокойно в парке под стеной поставили палаточку.
Но, если кому интересно, то в 2 км
от города есть кемпинг "Дю Брек" кемпинг с частным озером, пляжем, бассейном, закусками есть Wi-Fi. Рецепция работает с 14-18.

День 4. Антрево-горнолыжный курорт Vauplan Snow Stadium
10.06.2019
Вверх: 1558м
Вниз: 493м
Растояние:  22.25 км
Мы вышли, не то что поздно, просто очень поздно. Хотя встали в 5:30. Виной всему стал супермаркет, который должен был открыться в 10-00, но так вовремя и не открылся. А потом на выходе из города в  башне, где размещался информационный центр словили Wi-Fi  и все, мы потерялись в  интернет паутине. Дальше у нас затупил GPS и вот, когда казалось бери и иди не понятно куда делись метки. На карте нарисовано, что нужно идти по трассе вдоль реки, но  это не совсем комфортно, а значит не верно, у французов так не бывает.

Тропа, где-то проходила рядом, но где, мы не поняли. Поэтому, пройдя 200 метров по трассе узрели множество деревьев черешни и снова застряли на 30 мин. Таких заброшенных домов много на маршруте. И вот, с полным пакетом идем жуем черешню и кайфуем. Появился поворот, а с ним и первая метка на столбе.
Поднялись в лес, Дима заметил, что он очень похож на наше Полесье и прочел мне стих:
Когда французский дождь, с тебя жару снимает.
Бутылочкой розе, закусываешь сыр.
Гуляя по дворцам, эпох давно забытых.
Вот это понимаю, насыщена жизнь.
Дмитрий Горбатов.

Ага, - думаю, раз пишет стихи, значит счастлив.
Набор довольно плавный, в лесу пели птички, дорога широкая можно идти рядом. У источника сделали обед и скупались, Дима пил чай я холодное пиво с бутербродами. Но, потом на спуске снова камни под ногами. Специально остановилась и сделала фото, этой тропы. Однозначно в поход по таким тропам нужно одевать трекинговый кроссовок, который будет защищать ноги от ударов об камни.
На маршруте будет очень старая церковь.
За церковью попадаешь на асфальтную дорогу, Алилуя!
Потом заходим в крошечную деревню, там съедаем всю черешню, моем руки, набираем воды, так как дальше деревень не будет, но будет еще река полноводная. Затягиваем пояса потуже, так как на часах 17-00 мы на высоте 1176 м., а нам еще предстоит подняться на самую высокую точку 1617м.
Через 4,7 км или два с половиной часа мы оказались на месте. Несмотря на то, что это самая большая высота за весь наш поход, идти уже было легко. Организм привык, еда понемногу уходила и даже стали получать удовольствие от увиденного.
Здания  от горнолыжного комплекса закрыты. Лестница и часть пола с противоположной стороны от нас была разрушена, как бонус две стены, которые хорошо укрывали нас от ветра. Туалеты к сожалению закрыты.
Из промахов, мы не взяли пуховки. Решили, что на такой высоте холодно быть не должно.

День 5. Горнолыжный курорт Vauplan Snow Stadium - часовня Saint-Jean
11.06.2019
Вверх: 337м
Вниз: 995м
Растояние:  21.51 км
С водой в этом месте проблемы поэтому по чашечке кофе с сыром и вниз.
Такой спуск я люблю, когда плавно без резких перепадов высот. Весь маршрут будет проходить по широким дорогам и только, когда доберемся до ЛЕП, будем петлять под ним по узкой тропе, но наградой за это нам будет черешня.
Сегодня нас ждет еще один очень старый и красивый город на маршруте - Кастеллан. И мы наконец-то приближаемся к Вердонскому ущелью. Главной достопримечательности этого региона.
Перед городом на маршруте будет протекать река. Мы хотели выглядеть поприличней, поэтому спустились помыли головы и  ноги, переоделись в платье и светлую футболку, и отправились красивые в город.
Castellane (Кастеллан) — небольшой провансальский городок  с 1.5 тыс. жителей, считающийся воротами в Вердонское ущелье — самое красивое и зрелищное ущелье во Франции. Этот город очень живописное место, находится на скалистом плато на высоте больше 700 м над уровнем моря. У него очень древняя история и красивые природные достопримечательности. Благодаря этому Кастеллан оказался в ассоциации самых характерных городов и деревень Франции (Villages et cités de caractère)
В центре под платанами решили сделать обед. Телефон на зарядку Дима отнес в сувенирный магазин, воду набрал в булочной заодно принес оттуда огромный свежий багет, а в соседнем магазине  купил палку колбасы. На это все он потратил - 4.20 .
В Кастеллан пришли, как раз в обед в 13:12, супермаркет должен был открыться не раньше 15:30. Не идти же нам на ночевку в горы без вина  и сыра. Чтобы не носится по городу с рюкзаками мы отнесли их в туристический центр, у нас их приняли без проблем еще и powerbank взяли на зарядку. Вот мы и гуляем.  Вообщем, вокруг такая нереальная красота, что уходить не хотелось.
Церковь Святого Виктора, построена в конце XII века с самой интересной архитектурой, она представляет собой смесь романского и готического стилей.
Как бы не было хорошо, но нужно идти дальше.  На выходе из города есть несколько кемпингов. Этот 3 звезды, еще были перед этим 4 звезды, там целый аквапарк на территории. Но, наша цель на сегодня пройти, как можно ближе к Ругону и там заночевать.
Дима предложил остановится на ночь на половине пути перед деревней Шастёй, там согласно карте был источник с водой. Я была не против.
Дорога от Кастеллана только первые пару километров идет в гору. Дальше с легким практически не заметным набором. Вокруг очень красиво, наконец-то можно любоваться  сказочной природой и этими изумительными красками.
Итак, кто не фанат трекинга, могу предложить начать свой трек к Вердонскому ущелью именно из Кастеллана. Не пожалеете. В Кастеллан ходят прямые автобусы из МарселяНиццыЭкс-ан-Прованса, Гапа, Систерона и Гренобля. Железнодорожного вокзала в городе нет, так что только если с пересадками из соседних городов. Ну или автостоп, во Франции он отличный.
Но, мы фанаты, и вот именно ради таких привалов, и ночевок премся за тридевять земель, и носим тяжелые рюкзаки. До деревни Шастёй мы не дошли 3 км, увидели на обрыве часовню и без обдумывания решили, спать там.
Часовня действительно очень старая в 2001 году силами местных жителей была отреставрирована крыша и поштукатурено внутри.
В часовне стояло штук 6 стульев, лавки. Два из них и одну маленькую скамейку мы вынесли на улицу и устроили себе заслуженный отдых.
Палатку поставили на единственном ровном месте на камнях перед входом в часовню. Поэтому особо хорошо растянуть ее не удалось. Но, дождь на эту ночь не обещали. Воду для приготовления ужина набирали из реки, которая была на маршруте в 10 мин ходьбы от места ночевки.

День 6. Часовня Saint-Jean - Ла-Палю́-сюр-Вердо́н
12.06.2019
Вверх: 1101м
Вниз: 1155м
Растояние:  31.07 км
Мы торопились, так как помимо Вердонского ущелья, вторым главным пунктом в путешествии была лаванда. Согласно плану мы должны были проходить в день не менее 20-25 км для того, чтобы у нас остался один день в запасе и мы могли съездить и полюбоваться  лавандовыми полями возле Валенсоля.
Встали рано в 7 часов утра, позавтракали и пошли в Ругон. Теперь маршрут будет идти все время вниз. Через сосновый лес, поля и плавно спустимся к Вердонскому ущелью с обедом в Ругоне.
Виднеется тропа спуска в деревню Шастёй, до которой вчера не дошли. Жилье там дорогое 75 евро комната для одного и 86 евро для двоих. Хотя нет, не дорого, это мы не привыкли платить такие деньги). Каких-то достопримечательностей в деревне нет, просто тихое уединенное место в горах на маршруте GR4 между Кастелланом и Ругоном.
Шастёй(Chasteuil)

На маршруте много табличек с просьбой обходить пастбища с овцами. Когда проходили над отарой сверху, обратили внимание, что овец охраняют только собаки. Одна старшая все высматривала и ходила на разведку нет ли опасности для овец, три остальные лежали по периметру отары.
Вот и городок Ругон. Такой маленький, что кроме мэрии и ресторана, который был закрыт на обед из общественного ничего не нашли. Разве что, туалет открыт и есть, где набрать питьевой воды.
Тут я в предвкушении, вот сейчас оно случится, зайду в самое красивое ущелье Франции.
Под Ругоном есть смотровая площадка, где видно начало ущелья. Дальше мы пошли вниз по тропе мимо скального массива, попали на автомобильную стоянка и уже тут, по ступенькам спустились к реке Вердон.
Река Вердон (Verdon) больше всего известна своим самым впечатляющим участком ущелья вдоль русла реки — Grand Canyon du Verdon. Каньон, этот длиной 21 км и глубиной до 700 м, является уникальным в Европе и одной из самых популярных и самых впечатляющих достопримечательностей Прованса. Без сомнения, это захватывающее дух место, при условии, что вы смотрите на него сверху!
Расстояние маршрута: 16 км
Продолжительность: 7:30
Высота подъема +: 600 м
Макс. Высота: 790 м
Расположение: 04120, Rougon, Франция
Да, я разочаровалась. Самое интересное в этом ущелье, если идешь маршрутом GR 4, это первые 300 м (начало маршрута с тоннелями, которых там два и лестница с ее неимоверным количеством ступеней и крутым углом в середине трека). Все! Сам маршрут рассчитан на то, чтобы просто хорошо провести время и размяться. Никакого каньона не видно, пока идешь по тропе, так как маршрут проходит внутри густых деревьев и совсем иногда получается вылезти на камушек (смотровая площадка) и увидеть кусочек бирюзовой воды. Так что те, кто видел Вердонское ущелье с высоты трассы, не расстраивайтесь, вы ничего не потеряли. Наоборот, фото у вас круче, это я точно знаю. Так как,  на следующее утро застопив автомобиль, проезжали ущелье сверху. Вот там виды были, просто очуметь.
Благодаря 270 металлическим ступеням, мы поднялись по узкому кулуару Grande Brèche и стали на 100 м выше, выбравшись на высоту 710 м. Тут конечно, французы молодцы. Идти не так сложно, я больше щекотала себе нервы мыслями, как они тут в узком таком месте, где я с трудом прохожу с рюкзаком сумели соорудить лестницу "Бранш Имбера", а что если она вместе со мной сейчас вырвется и мы полетим вниз.)) Отдельный блог напишу про ущелье, оно стоит того, чтобы покопаться в литературе, хотя бы ради этой лестницы.
Когда же мы, наконец вылезли с ущелья возле Chalet de la Maline, нам нужно было пройти еще 10 км до места ночевки. И так как это была трасса ровная без автомобилей, то в принципе ничего сложного уже не было. Если бы только не одно "но". Шел 30 км пути, 20 из которых мы прыгали по камням вверх вниз. Так что, придя в Ла-Палю́-сюр-Вердо́н хотелось просто лечь и уснуть. Но город этот не мог похвастаться замками или часовнями, где мы могли поставить палатку. Первый кемпинг, который нам встретился на пути стоил 13 , мы решили проверить еще один, муниципальный, который согласно карте был в 2 км. Ну как проверить, я осталась в центре городка с рюкзаками, а Дима, так как он самый сильный из нас двоих, пошел на разведку. К 22:30 температура опустилась до +6°С, а у нас пуховок нет, стала одевать шерстяное термобелье и мембранку. Это меня не спасло. Спасалась в кемпинге уже горячим душем и вкусным супом.
Стоимость жилья в муниципальном кемпинге следующая :
один взрослый -3.60
палатка -2.40
График работы администрации с 8-18
Мы встали в 6 часов, чтобы успеть уйти до прихода администрации.
На сэкономленные деньги купили свежего багета, хрустящих булочек, овощей, сыра и вина. Позавтракали и отправились на поиски лаванды, но решили, что в информационном центре нам подскажут, где она точно уже зацвела. Нам сказали еще рано, и ехать нужно в Валенсоль. Сказано сделано.
Но, предварительно решили все-таки от намеченного плана не отходить и заехать в классную деревню Мутье-Сент-Мари. Ехала я, конечно за тем, что на гуглила в интернете, за приходской церковью Мустье-Сент-Мари. А вообще, деревня не зря считается одна из самых красивых деревень Прованса, не разочаровала. Рекомендую.
Погуляв и накупив посуды с рисунками в виде лавандовых полей и мыла, на случай если мы не найдем лаванду. Должно же что-то остаться на память о Провансе. Мы пошли стопить автомобили в сторону Валенсоля. Водитель, который нас подобрал через 10 мин. стояния  показал нам лавандовые поля по пути в городок Риез, но вся лаванда была еще зеленой, так что выйдя и погуляв по еще одному очень старому и красивому городку Риез решили не ехать в Валенсоль, а отправится ближе к Марселю. Но, автостоп настолько классный во Франции, что уже к 17 мы могли оказаться в Марселе. И мы передумали, а взяли и заночевали в Provence-Alpes-Cote d'Azur.
Город этот огромный и уже никакого отношения не имел к Провансу, но он был спокойней за Марсель и там заночевать в палатке было реальней, что мы и сделали ближе к 23 часам. Нашли муниципальный кемпинг, с которого ушли до 8 утра, чтобы не платить.
Погуляв по городу Provence-Alpes-Cote d'Azur несколько часов, выпив сидра и позавтракав хрустящим багетом с паштетом в парке, решили в аэропорт Марселя ехать автобусом. Но, когда в кассе озвучили стоимость билета 8.60 евро с человека, пошли на заправку, что в километре от автовокзала. На часах было только 12 дня, и посовещавшись приняли решение, если не уедем в течении часа пойдем на автобус. А уехали мы в течении 30 сек. Так что, говорю смело, во Франции отличнейший автостоп.
  • Список снаряжения:
  • палатка Mousson Azimut 2; рюкзак Deuter Act Lite 35+10SL ; горелка MSR; кастрюля Optimus; чашка Sea To Summit Delta Mug; спальник Deuter Trek Lite +8°; самонадувающийся коврик Sea To Summit Ultalight SI Mat; косметичка Deuter Wash Bag Lite II; подушка Sea To Summit Aeros Premium Pillow; гидратор Osprey Hydraulics 3L / гидратор Source WRAP TANK 2 полотенце из микрофибры Pinguin Towel L; фонарик Petzl Tikka 100; штормовая куртка Turbat Vulkan 3L pro; термобелье Smartwool Wms NTS Mid 250 Zip трекинговые штаны TNF Horizon Tempest Plus Regular платье; нижнее белье; 2 футболки; панама/ кепка; 4 пара трекингових носков; трекинговые кроссовки Salewa WS Wildfire; очки Julbo MONTEROSA Spectron 4; фотоапарат Fuji X-T20 объектив Fujifilm XF14mmF2.8 R(взятый на прокат у Fujifilm Ukraine)
  • Полезности:
    Сайт с которого брался маршрут GR4

Логистика
    Киев - Ницца  971 грн (ручная кладь у МАУ);

Марсель - Краков  - 871 грн (приоритетная посадка 2 ручные клади у Ryanair).

Краков - Киев  728 грн (приоритетная посадка 2 ручные клади у Ryanair)
    Итого, транспорт обошелся в 2570 грн (85€)/чел. По территории Франции мы передвигались в основном автостопом + 4,50 € на автобус Ницца - Монако - Ницца и Ницц - Грас.
  • Путешествуйте побольше, даже если у вас совсем мало денег!