Болгария. Горный массив Ри́ла

Сентябрь 2021г.

Слияние Болгарии и СССР было мечтой многих болгарских коммунистов, которой не суждено было сбыться. Болгария никогда не входила в состав СССР. Но ей очень хотелось. И политику слияния, которого не было, проводил тогдашний болгарский лидер Тодор Живков. Несмотря на отсутствие общих границ, Болгария стала единственным «зарубежным» морским курортом для советского человека. Тогда ещё родилась знаменитая поговорка: «курица — не птица, Болгария – не заграница».

В нашем списке много стран, в которые хочется возвращаться. После Болгарии остался осадок, ты попадаешь в страну, где люди застряли между прошлым и никак не наступившим будущем. Ничего нового в строительстве, как самой столицы так и других городков мы особо не заметили, наоборот все разваливается и нет никому до всего этого дела. Как говорят местные, пока был социализм был порядок, как наступил капитализм, пришла анархия. Именно поэтому, мы и не планировали нигде в городах задерживаться, сразу отправились с Софии в Саперова Баня. Так как всего в 80 км от болгарской столицы, Софии, находится пик Мусала – самый высокий пик не только в Болгарии, но и на всем балканском полуострове.

Старт: Саперава Баня
Финиш: Боровец
Период: 6 сентября -11 сентября
Проживание: спали в палатке вне кемпингов, один раз во время непогоды в хижине, сняли жилье на старте, чтобы выспаться после самолета.
Передвижение: электричка, автостоп.
Еда: сушеная еда с Украины, один раз поели в кафе в Саперова Баня.
Вода: проблем с водой на маршруте нет.
Можно встретить:  рыбу, оленей, горных козлов.
Фрукты: сезон ежевики, голубики, черники.
Погода: +18+12 °С, ночью в среднем +4°С.
Погода: тепло только днем, дождь был несколько раз ночью и один день град со снегом и дождем днем.
Потратили: 215 лев на двоих ( продукты 23 лев, билеты местные 15 лев, ужин в кафе 35 лев, жилье 102 лева (Саперова Баня, хижа Грнчар, София), подъемник 40 лев.
Курс: 1 лев/16грн.

Логистика.
Летели авиакомпанией Ryanair. Цена билета без багажа 46 евро туда обратно и 99 евро с багажом 20 кг. Вылет поздний 22:45, прилетели в Софию спустя два часа. Тесты на ПЦР проверили у всех уже внутри аэропорта. Забрали багаж, но особо выходить из аэропорта не спешим. Первое метро откроется только в 5:20.

Метро.
Вход в метро рядом с выходом из аэропорта. Стоимость проезда 1.60 лев, купить билет можно в автомате с помощью кредитной карты.
Но, такая возможность будет не на всех станциях. Наша цель железнодорожный вокзал. Ехать с одной пересадкой 40 минут.
Железнодорожный вокзал.

Как и во всех больших городах, это место скопления цыган и бомжей.

Вокзал состоит из трех этажей, на третьем кафе и магазинчики. Билеты на пригородные электрички продают на минус первом этаже. Принимают кредитные карты. Если заблудитесь, вас сориентирует мужчина с бейджиком, его задача следить, чтобы иностранные туристы не бродили потерянные по вокзалу, сразу бежит на помощь. Нам нужен город Дупница, стоимость билета 6 лев, ехать около двух часов. Номер перрона высвечивается за 10 мин до прибытия поезда. Главное не прозевать.  В электричке есть контролеры.
Вышли в Дупнице около 10 утра, сразу возле железнодорожного вокзала автовокзал.
Но, перед тем, как покупать билеты на автобус до Саперова Баня пошли в супермаркет, что через дорогу от автовокзала. Нужно было купить хлеба, колбасок для гриля и кофе.
Так как, на железнодорожный вокзал в Софии мы приехали в 6:30, то обменники были все закрыты и обменять евро мы не могли, поэтому отправились в Дупнице в центр города в поисках обменника. Нашли банкомат и сняли 40 лев, это около 20 евро. И решили, раз у нас есть время попробуем постопить и добраться до Саперпова Баня на попутках.
Автостоп.
Первые 40 минут мы думали, что такой вид передвижения напрочь отсутствует в Болгарии. Но, через час стояния на трассе нас подобрали и отвезли в Саперова Баня. Обратно с Боровца мы планировали автостопом подъехать 20 км до ближайшего городка Самоков, где была автостанция, но нам повезло водитель, что остановился ехал в Софию.

Саперова Баня, небольшой городок лежащий в предгорье Рила, известный своими термальными источниками.
Но, те кто был в Исландии сильно разочаруются увиденным. Отели в городке напоминают советские крымские пансионаты. Даже гейзер, местная достопримечательность выглядит грубо и одиноко.
Но, наша цель, это Национальны парк "Рила". И Саперова Баня, считается лучшей отправной точкой для похода к завораживающим Семи Рильским озерам горного массива Рила.
Есть примета у нас, если не выспались на маршрут не выходим. Тут же в центре городка нашли интернет и через букинг посмотрели, что есть из недорогого рядом. И в 2-х мин нашли пансион с кроватью туалетом и душем в номере. Через букинг, это стоило 40 лев, а это, все что у нас было. По факту, когда пришли, хозяйка озвучила 35 лев, еще и на ужин осталось.

7 сентября. День 1.
Километраж - 9 км. Время в пути - 8 часов.
Проснулись по будильнику в 7:00. После вчерашних рассказов хозяйки, что уже не сезон и оставаться сверху ночевать опасно и холодно, особо не спешили вылазить из теплой постели.
Около 9 утра пришли в центр, выяснили, что микроавтобусы, что возят к канатной дороге берут минимум 4 человека, это 20 лев. А если нас двое, то по 10 лев с каждого. Но, последние 5 лев мы вчера потратили на ужин. Узнали у водителя, где банк и пошли менять евро. На этот раз поменяли, аж 30 евро. И отправились стопить машины.
Сегодня нам повезло, вернее мне. Я убедила Диму не испытывать судьбу и не останавливать машины параллельно поднимаясь по серпантину вверх, а стоять и ждать, когда подберут. Я как-то устала за лето ходить с тяжелым рюкзаком, что даже сейчас, когда в рюкзаке было 12 кг, идти вверх не хотелось.
Ребята высадили нас через 12 км у начала маршрута, что мы себе придумали, а сами поехали к подъемнику дальше.
В идеале  можно было бы подъехать до горного отеля "Зелени преслап", от него идет красивая широкая дорога в лесу, потом подъем по мостикам мимо водопадов с выходом к следующей хижине.
После  хижины "Скакавица", перейдя реку начинается резкий подъем с выходом на россыпь камней.
Прыгать по этим камням нужно около часа. Это будет самый сложный участок на весь день. Нужно следить за турами, это единственные указатели маршрута в этом месте.
Над водопадом обед.
Стою над водопадом.
После обеда подъем на перевал, а там уже широкая тропа, по которой ходят туристы, что поднялись на канатке. Маршрут хорошо вытоптан и размечен красно-белыми метками (стрелками и полосками)
Первое озеро на нашем пути "Почка", не вызвало эмоций. Это потому, что смотреть на него нужно сверху.
Поднялись выше и тут наш гуру трекингка, решил внести изменения и провести по своему придуманному маршруту. Так мы потеряли час драгоценного времени. Спустились ниже и пошли, как положено по маркерам, но солнце уже зашло за гору, подняться выше мы уже не успевали и объектив был не широкоугольный, все озера не умещались.
Посидели на смотровой площадке, замерзли и пошли на 100 м ниже, стали над озерами на ночевку.
оз.Почка

Похолодало очень быстро, одели шерстяное термобелье, перчатки, шапку, поужинали и легли спать. Я всю ночь ждала диких животных о которых рассказывала хозяйка гостевого дома, где мы остановились на ночь. По факту волки и медведи есть в горах, но они никогда не выходят к людям.

8 сентября. День 2.
Километраж-12 км.  Время в пути- 7,5 часов.
Проснулась за 15 мин до восхода солнца, в это время он в 6:58. Вокруг красота
неимоверная, давно такого не видела.
Позавтракали и вышли на маршрут в 9:45, все ждали когда солнце выйдет. Но день выдался облачным.
Идем наверх, снова мимо смотровой площадки и дальше по маршруту. Виды все круче. Дима зашел на хребет, чтобы увидеть все семь озер.
Семь Рильских озер:

Слеза (самое чистое озеро)
Рыбное озеро (самое мелкое озеро)
Почка (названа в честь ее серповидной формы)
Глаз (озеро овальной формы)
Близнец (два соединенных озера)
Нижнее озеро (само собой разумеющееся - озеро на самой низкой высоте)
Трилистник (озеро, похожее на трехлистный клевер)

Я тем временем ждала на развилке красного, синего и зеленого маршрутов.
Поднялись на гору, а с нее видно новые озера. Очень красиво природа разрисовала воду в озерах. Но скоро и эта красота приестся. Озера, они там кругом. Можно часами сидеть и смотреть, но ветер на хребте не разрешает долго задерживаться.
Потом отправились по красному в сторону монастыря. А монастырь, там не простой под охраной ЮНЕСКО, но он не входил в наши планы, поэтому не спускались .
Весь наш день состоял из небольших спусков и подъемов. Со временем уже стало нудно идти по хребту, картинка не меняется, приелся однообразный пейзаж.
Если вчера я жаловалась на резкий подъем, где мы сразу набрали 1000 м, то тут был адский спуск по камням, который длился с 14:30 до 16:38 пока не заявилась я в лагерь.
Долгожданный спуск к озеру, а там еще вниз по ущелью.
Стали под хижиной " Малавица". На часах 17, а уже очень холодно по ощущению 3°С. В хижине был бесплатный  Wi-Fi и разрешили подзарядить телефон.

9 сентября. День 3.
Километраж - 18 км. Время в пути - 9 часов.
Утром просыпались несколько раз, нам казалось идет дождик, поэтому на маршрут вышли в 10 утра. Светило солнышко было тепло. Маркированный маршрут с плавным подъемом проходит вначале по тропе в жеребе с выходом на камни и снова жереб.
По пути поели черники. Наша цель на сегодня, это горная хижина "хижа Рибни Езера" идти от места ночевки 18 км, это самый длинный переход за все дни трекинга.
На пути снова много озер у одного, что окружено скалами с  необычным названием "Страшне Езера" задержались, исследовали хижину. Без особой надобности, просят не останавливаться в таких хижинах летом. Они больше для зимнего и весеннего трекинга, когда в горах еще очень много снега или непогода. Тут туристы оставляют газ и еду (консервы). Есть книга с записями, из которой мы узнали, что еще 7 июля озеро было подо льдом!  Озеро находиться на высоте 2465м.
В самых опасных местах будут провешены стальные тросы.
Странно, что территория страны более чем на треть покрыта горными хребтами и здесь действует 15 горнолыжных курортов. А мы о Болгарии знаем, как о морском курорте.
Когда вышли на перевал, погода стала портиться, облака постепенно затягивали все вокруг.
Обед решили устроить в хижине "Кобилино бранище" на половине пути, туда пришли в полном тумане. Из-за холода и не желания идти дальше озвучила, что хочу остаться на ночевку в хижине. Но, когда посмотрели маршрут, то стало ясно, что если сегодня не дойти до хижины "Рибни Езера", тогда мы не успеем подняться на гору Мусала. Пришлось собраться и отправляться наверх дальше.
Оставшуюся часть маршрута, а это 10 км, мы шли в облаках, особо ничего впереди не видели. А посмотреть было что. Хотя бы это Смарагдовое озеро. Оно левее на фото.
До хижины "Рибни Езера" мы не дошли 300 м. Увидели родник и наконец ровную площадку. На часах 19:40.

10 сентября. День 4.
Километраж 15 км. Время в пути - 9 часов.
Подъем по будильнику в 7:00, сегодня хочется выйти раньше, так как идти снова достаточно много, 15 км. После вчерашних 18 км ноги отказывались нормально ходить. Размялись, устроили фотосессию, позавтракали и пока ждали солнышко собрались. На часах 9:40.
На фото видно дальнее озеро, это там мы ночевали, потом прошли мимо хижины заглянули в озеро, которое назвали Рыбное, поискали рыбу, но увидели, только такую же мелкую, как и во всех предыдущих озерах. Ловля рыбы в озерах не запрещена и хозяин одной из хижин рассказывал, что есть крупная рыба в озерах, но нам не попадалась.
Подъем на перевал несложный, идет серпантином и вся тропа в кустах черники и голубики.
Вид с другой стороны хребта.
Через 10 мин начнет моросить дождь, потом плавно переходящий в град. Под ветром с дождем мы вымокнем полностью, по тропам будут бежать реки ледяной воды. Ни пальцев рук, ни ног мы уже чувствовать не будем. У меня будет одна мысль, о хижине, что в 5 км, и что скоро, все это закончится. Чтобы отвлечься от холода шла и думала, какой должна быть стоимость кровати в хижине, куда направляемся, чтобы я отказалась там ночевать. За горячую ванную или хотя бы душ и кровать, готова заплатить 1000 грн, это 62 лева.
Спустились, дождь прошел, местами где-то, но не над нами даже видно солнце. Подходим к хозяину "хиже Грнчар", что слушает радио на скамейке у хижины. Уточняем стоимость кровати, 15 лев. Мы согласны, я еще и уточнила есть ли горячая вода, сказал есть. Шутник, оказался хозяин, там и холодной не было. Но, мы были рады и такому. Вечером растопил в 17:30 печку и мы смогли высушить всю мокрую одежду и обувь.
Кроме нас в хижине Грнчар был еще парень с Польши. Такой же бродяга, любитель приключений. Он знал русский и мы болтали пол вечера обо всем. Потом мне захотелось чаю. Послушали новости с хозяином, в конце прогноз погоды. Но, никто точно не дал 100% хорошей погоды, это же горы, тут может быть, что угодно.

11 сентября. День 5
Километраж 15 км. Время в пути - 7 часов.
Встали в 6:30, вчера научены. Решили выйти в 8:30 утра, чтобы до 12 зайти на вершину, тем более хозяин хижины, сказал, что туда поднимаются за 4,5 часа. В случае если бы началась снова непогода, мы бы уже успели начать спуск. Марек, вышел на пол часа раньше, так как он заказал завтрак в хижине, мы же готовили себе сами. Горелка у нас жидкотоплевная, ее захватили специально, чтобы не тратить время на поиск газа в Декателоне в Софии.
За ночь обувь подсохла, но не надолго. Вышли на маршрут, а тропа узкая, солнышко еще траву не высушило, промочили снова ноги. Радовало одно ноги мокрые, но не холодные, солнце согревало.
Мусала показалась буквально сразу, как только мы поднялись на первую гору. Маршрут хорошо просматривался, небо чистое. Периодически то слева, то справа появлялись новые озера. За весь переход сделали три привала, два нужных и один для фотосесси. С этой стороны маршрут более оживленный. Стали встречать навстречу идущих туристов.
Внизу необычное сооружение в виде треугольника - Хижа «Ледяное озеро». Там можно выпить чашечку кофе, не более.
Сегодня суббота. На вершине уже очень много туристов. 99% из них поднялись из Боровца на подъемнике. На самой вершине Мусала находятся метеорологическая станция и исследовательская обсерватория. Тем не менее вид с вершины потрясающий! На юге — гордый Пирин, на севере — Витоша, на северо-западе — величественная Стара Планина, а на востоке — сказочные Родопы.
Название «Мусала» имеет турецкое происхождение и переводится как «гора Аллаха» или «молитвенная вершина», а с 1949 по 1962 годы гора называлась пиком Сталина.
Так как "классический" маршрут довольно оживлённый, лучше планировать посещение на будний день. Тогда вам не потребуется стоять в очереди, чтобы сфотографироваться на фоне каменной отметки вершины, как вышло у нас.
Теперь спускаемся вниз: вершина Мусала - Хижа «Ледяное озеро» - Хижа «Мусала» - Хижа «Ястребец» - Боровец (спустились на подъемнике)
Вот практически и все. Мы подошли к Хижа «Ястребец», что  расположена на высоте 2369 м над уровнем моря и по сути представляет собой площадку на склоне, откуда зимой стартует одна из трасс и где стоит несколько кафе и гостевой домик, в которых можно подкрепиться и при необходимости остаться на ночлег, 30 лев с завтраком.
Стоимость подъемника для взрослых 20 лев, это 10 евро. И не имеет значения будете вы ехать туда-обратно или как мы, только вниз, заплатить нужно, в две стороны. Билеты покупаются уже внизу, проскочить летом вряд ли удастся. В конце нас провели к кассе и ждали пока оплатим, потом эти билеты провели через турникет и отдали нам на память.
Понравилось ли нам? Немного сложно, возможно, если бы не циклон и было теплее, то ощущения были бы другими. Пошли бы второй раз? Нет, скучно. Картинка практически не меняется все 5 дней.

Теперь о вещах, что мы взяли с собой:
  • палатка Hannah Desert;
  • 4 пари трекингових носков(Smartwool, Lorpen, Quechua);
  • трекинговые кроссовки Salewa WS MTN TRAINER;
  • сандалии Teva, Keen;
  • купальник( не пригодился, думали поплавать в горячих источниках);
  • очки Julbo MONTEROSA Spectron 4;
  • фотоапарат Fuji XT-30;
  • объєктив FUJINON LENS XF18-55mm F2.8-4 R LM OIS (брали напрокат у Fujifilm Ukraine)

Путешествуйте побольше, даже если у вас совсем мало денег!