Швеция. Тропа Сермланд.

Есть задачка - два  Дня Рождения сразу.
Вопрос, как, и самое главное, где отметить праздники?
У такой мамы, как я, все просто. Я дарю впечатления. Это билет в другую страну с подробным описанием маршрута. Оставалось мне только придумать направление. Выбор пал на Швецию. Во-первых, там мы не были, во-вторых, начало сентября самое отличное время для трекинга по скандинавской стране.
И вот, страна выбрана, билеты куплены, осталось решить, где именно в Швеции мои именинники будут ходить по тропам.

Старт: Аэропорт Скаваста
Финиш:  Туллгарнский замок (Tullgarns slott)
В день проходили: ~ от 7 до 21 км
Период: 29 августа - 3 сентября
Проживание: спали в палатке в местах обустроенных под кемпинг.
Передвижение: автобусом с Hölö в Södertälje бесплатно. С Södertälje в Stockholm на поезде за 45 крон.
Еда: сушеная еда с Украины, покупали селедку, хлеб, когда попадали в деревни.
Напиткибезалкогольный сидр(лохонулись).
Вода: проблемы с водой на маршруте. Пополнить можно только в городках около церкви.
Можно встретить:  клещей, рыбу, ужа, гадюку, оленей, лося, зайца, медведя.
Фрукты: сезон яблок, слив, груш, голубики, черники.
Погода: 22-26 °С, ночью в среднем 14°С.
Потратили без Стокгольма: 331 крону на троих (газовые баллоны, продукты и билеты на поезд до Стокгольма).
Заработок: собирали и сдавали банки и пластиковые бутылки - 32 кроны. Нашли 20 крон.
Курс: 1 крона/2.56 грн.

Всем известно, что Швеция - дорогая страна, к примеру автобус с аэропорта Стокгольм СКАВСТА, что в 100 км от Стокгольма в столицу, стоит 17 евро. А у нас билеты на самолет по 15 евро. Исходя из этого, я искала маршрут, который мог бы начаться либо проходить рядом с аэропортом. И, бинго! Такой есть.

В Стокгольме и его окрестностях есть много несложных пешеходных маршрутов по нетронутой природе, с потрясающими видами. Один из них - это Sörmlandsleden.

Sörmlandsleden - это 1000 километров прекрасных троп по ландшафту Sörmland, полному истории, густых лесов,  скалистых холмов и темных вод больших и маленьких озер, исторических сооружений и красивой извилистой береговой линии.
Маршрут Sörmlandsleden создан еще в 1973 году, был первой в Швеции низменной тропой и до сих пор является одной из самых протяженных. Он начинается почти в центре Стокгольма, в Бьорхагене, и проходит не только через заповедники, но и через такие города, как Эскильстуна, Катринехольм и Нючёпинг.
Маршрут поделен на отрезки, их 62.
Возле каждого нового отрезка маршрута будет информационный щит с тетрадкой, куда вносите ФИО и откуда вы. По желанию.
Ночевки в укрытиях  - это деревянные сооружения с высоко поднятым полом, низкими потолками и всего тремя стенами, присутствует мангал или что-то похожее на него и обязательно наличие туалета.

Нючёпинг - город на берегу Балтийского моря, что в 7 км от аэропорта, туда мы прилетели 29 августа 2019 года. На таможенном контроле,  у нас потребовали билеты обратно и бронь жилья. Так как мы планировали 4 дня шататься по лесам Швеции, то на ходу нашли кемпинг и сказали его название, потом показали распечатку хостела в Стокгольме и нас пропустили.
В
Нючёпинге мы планировали купить газ в магазине Clas Ohlson, что на ул. Nyckeln, Västra Storgatan 24-28 и отправиться по 45 отрезку к первой нашей ночевке у озера Hovrasjon. Но, как-то все сбилось, мы долго проходили паспортный контроль, потом перепаковывали рюкзаки в аэропорту и на момент, когда вышли  на маршрут уже было 16-00.
А теперь внимание, магазины в Нючепинге работают до 18-00 в будний день. А мы этого не знали.
Теперь объясню, как найти маршрут Sörmlandsleden, выйдя из терминала. Вышли повернули налево и по дорожке мимо серого здания отеля идете до перекрестка, там на столбе вы увидите первую вашу метку. Вообщем в 5-ти минутах от выхода из аэропорта и начинается маршрут. На maps.me он есть, так что, не заблудитесь.
День 1.
Когда мы добрались до моста через реку Nyköpingsan, тут маршрут  раздваивался, один шел на озеро Hovrasjon, другой в город Nyköping. Решили разделиться, чтобы всем не наматывать лишние 7 км, Дима пойдет в магазин, а мы к озеру разбивать лагерь. Забрали у нашего добытчика его тяжелый рюкзак, отдали самый легкий и разошлись.
Ощущения будто идешь по парку, рельеф ровный, дорожка широкая, очень хорошо промаркирована, метки стоят через каждые 5 метров. Петляли мы с дочкой так в тихом лесу минут 50, появилась черника, мелкая, как у нас в Карпатах, немного поела.
Потом вдруг сразу и много возникло грибов, глаза разбегаются, руки так и тянуться к грибам, но кроме, как щелкать фотоаппаратом делать больше ничего не могу. Потому как мы до конца не были уверены, что Диме повезет и он успеет до закрытия магазина. Но, Дима опоздал, пришел в город к 19-00, все закрыто. И пока он изучал возле другого туристического магазина у витрины рюкзаки, подъехал хозяин этого магазина, забыл что-то. Так, благодаря плохой памяти одного человека, мы заполучили нужные 2 баллона газа по 240 грм за 59 крон каждый.

День 2.
Проснулись рано в 6:00. Я знала, что ближайшие 2 дня солнечная погода, поэтому хотела сделать фотосессию именно у озера.
Так как у этого маршрута есть огромный минус это отсутствие воды на месте ночевки, и учитывая, что вчера в аэропорту мы набрали воды только в 1 гидратор, то на утро у нас хватило жидкости только для кофе. Вышли с лагеря в 9:00.
Очень сильно удивили туалеты на маршруте. Во-первых, они чистые, во-вторых, еще и туалетная бумага в наличии.
 Дальше маршрут проходил вдоль озера на противоположный берег мимо скаутского лагеря.
Хотели попросить воды у сотрудников лагеря, но у них было что-то вроде собрания. Дети и взрослые сидели в кругу и вели беседу. Решили идти как есть, без воды.
После леса тропа выходит на асфальтную дорогу, но так как машин проезжает очень мало, идти довольно таки комфортно. Дима, нашел первую банку, вырученную крону за нее он завтра пожертвует детям Африки. По незнанию, нажмет в автомате по приему бутылок вместо зеленой кнопки желтую.))
Картинка все время меняется, однообразия, как такового нет. Все время разный лес, с соснового вышел, зашел в березовый. Потом снова сосновый и так целый день. А вокруг грибы, грибы, грибы. Ааааа!))
Нашли заброшенный двор, надеялись найдем колонку или колодец. Нет. Только старый автомобиль.
По всему маршруту стоят вот такие вышки. Скорей всего в сезон охоты тут прячутся охотники. Но это не точно, это мы так решили.
В описании к маршруту было сказано, что вода ближайшая в 20 м от входа в церковь городка Сварта. Но мы нашли раньше на пару километров. Никуда заходить не нужно, просто у дороги возле дома табличка "Water". Обед решили сделать у церкви.
Церковь оказалась очень даже старой 13-го века. Первое подтверждение Швеции произошло  именно здесь в 1736 году. Зайти внутрь не удалось. Нам вообще не везло, то сильно рано приходили, то у же поздно. Внутрь ни одной церкви мы так и не попали. Обедать пошли у фонтана на кладбище.
Шведские кладбища отличаются от наших, шведы католики. Количество могилок небольшое. На траве кроме маленьких плит с надписями ничего лишнего. В каждом ряду есть кран с водой, лейки и мусорные баки. А еще фонтанчики со свечами и скамейки для отдыха.
Так выглядит туалет, что слева в 20 метрах от центрального входа на территорию церкви.
На ужин воду набирали у церкви, уже научены, второй раз без завтрака быть не хотелось.
А мы как-бы уже немножко ближе к Стокгольму и все дальше от Нючепинга.
Чередуясь между дорогой и лесом, маршрут проходит рядом с  доменной печью Уллаберга.
На информационном щите показано, где именно мы сейчас и есть ли укрытие на месте ночевки.
Маршрут не сложный, но шведы перестраховываются и даже на таких незначительных спусках провешивают перила.
Почти пришли, осталось 100 метров влево и у нас красивое место для отдыха на озере Masugnsjön.
Если честно мы не рыбаки, но тут просто нельзя было не по рыбачить. Рыбка сама прыгала на приманку, поэтому довольно быстро каждый из нас словил по 3 штучки.
Жарили рыбу на углях.

Длительность: 16 км.
Перепад высот: 69 м.
Общее время:  7:25
Сегодня мы никуда не торопимся, но все равно проснулись в 6:00 по будильнику. У нас разница со Швецией час, а раз дома было 7:00, часы намекали, что кому-то пора идти наслаждаться красивым утренним солнышком. Завтракаем и в 9:30 выходим.
Специально для этого маршрута был проложен тоннель под автобаном.
Как дома.
Друзья подсказали, что в Швеции очень вкусно делают селедку. Поставили себе за правило, заходить в каждый городок и покупать каждый раз рыбу в новом маринаде. Заодно решили сдать банку с под колы, чтобы не мешала в рюкзаке. Ну и как вы помните, эту 1 крону, Дима пожертвовал детям Африки. И это мы узнали, только после выяснения с кассиром, почему мне не сделали скидку на 1 крону в чеке.))
Прошли хутор Гринда.
По традиции, обедаем на кладбище Bälinge kyrka.  Церковь закрыта, воспользоваться возможностью осмотреть знаменитые настенные росписи 17-го века не удалось.
Дома такого не видели, так хоть тут посмотрим.))
Вошли в природный заповедник Нюнес.
Тут добавился еще и синий маршрут. Но скоро он уйдет в другую сторону. Нам повезло с погодой, дождей не было, так что проверить все эти деревянные дорожки на предмет утопания в воде возможности не было.
На озере Stora Frillingen сделали получасовой привал, мы не рассчитывали, что в Швеции будет так жарко, ноги просто горели, несмотря на то, что были все в трекинговых кроссовках. Завтра одену сандалии на носочек.
Именно у этого озера мы услышали странные звуки. Уже дома переслушивая по несколько раз  голоса и звуки диких животных, пришла к мнению, что это был лось. Хотя очень похожи были звуки на рев бурого медведя. Но тогда, на тропе я гнала от себя эту мысль, так как мы были в лесу далеко от трассы и тот вопрос, который часто мне задают участники моих походов, что делать если встретишься с медведем. Я бы не хотела ответ проверять на себе и своих родных. Поэтому мы очень быстро пошли от рычания по направлению к озеру Бьоркен. Плюс, мне не давал покоя, дизайн укрытий, которые стоят на месте ночевок, раз нет дверей, значит нечего опасаться.
Главная тропа (участок 50) в направлении лесопилки Bråfall и усадьбы Nynäs поворачивает на юг (справа) и следует вдоль ручья.  Там простое укрытие есть  парковка. Другой вариант (север, повернуть налево) - это участок 50:1, который соединяется с участком 54 на озере Бьоркен.
Мы свернем на север и пойдем по 54  маршруту, чтобы  остановится на ночь на озере Gisesjon.
На момент, когда добрались до озера Бьоркен, мы находили чуть больше 20 км, поэтому решили дальше не идти. Укрытие было занято парочками из Швеции, они там спали на карематах без палаток. И мы выбрались немного выше на холм и поставили там  палатку. Панорамный вид на озеро, теплое мягкое солнышко подало идею сходить поплавать.
Нельзя сказать, что вода теплая, но вполне приемлема для купания. Я попрыгала по грудь вводе, вышла села в позу Аленушки и стала греться на солнышке.
Дима сделал кофе, я капнула коньяка, настроение еще улучшилось. Попросила сделать мне несколько красивых фото меня.
Не, это не я))
Под холмом была зона отдыха с каменным мангалом и прекрасным видом на озеро. Рыбы в этом озере тоже очень много. Но так, как Дима по своим внутренним убеждениям не может ее убивать, больше рыбу не ловили.

День 3.
Начиная с 6:30 слушала рев, от которого убежали вчера. Животное подходило близко, но не на столько, чтобы его можно было увидеть.
Сегодня приключений не будет. Мы побродим по лесам разных возрастов, где ландшафт будет меняться от ровных троп до каменистых холмов.  А пока, нужно пройти пару километров до озера Mellsjon, на котором я планировала ночевать, когда разрабатывала маршрут. И там попить чаю.
Шли по старой мельничной тропе, по которой мельник ходил ежедневно регулировать подачу воды на мельницу на выходе из озера Бьоркен.  Саму мельницу мы не увидели.
Вот и озеро Mellsjon. Хорошо, что мы вчера сюда не пришли  для ночевки, на озере  Бьоркен намного красивее место. Тут по обжитей будет. Туалетов сразу три, есть парковка для автомобилей. Пляж. Два стола и укрытие с мангалом. Пьем чай, собираем чернику и отправляемся дальше.
Красивый маршрут сегодня еще и вкусный. Вода, как всегда закончилась. Но на maps.me отмечен в поселке источник. Мы пришли к нему, там огромный кран. Стали качать, а с него ржавая вода бежит. Со двора, как раз выходила девушка с коробками после вчерашней вечеринки, сообщила нам, что вода не питьевая. И разрешила у них в доме набрать чистой.
На этот раз укрытие мы нашли не у озера, а просто посреди леса на возвышенности. Сделали обед. Сегодня много было подъемов и спуском. Идти было несложно. Но после обеда мы все решили вздремнуть, спалось вообще отлично.
Когда очередной раз маршрут пересекал асфальтную дорогу. Нам всем дружно захотелось идти по трассе, так как маршрут делал большой крюк и потом снова возвращался на эту же трассу. Заодно нашли несколько деревьев с яблоками, все ж приятней идти.
Вот через этот замок мы должны были пройти если бы пошли по маршруту и выйти на трассу, но нам и с дороги хорошо было его видно. В городе Труса (Trosa) куда интересней. И там был супермаркет. Да, забыла сказать, что во всех городках, только супермаркет Coop при чем, чем дальше от Стокгольма, тем дешевле селедка.))
Труса.

Начался 56 участок: Trosa - Tullgarns.
Супермаркетов в городе два. Сильно торопились боялись, что закроется, но тут в Трусе Coop работал до 21:00. Купили селедки, хлеба за 26 крон и тут, самый не пьющий из нас, предложил дешевый сидр взять. Ага, молодец, в палатке вечером мы поймем, почему цена его такая - всего 15 крон.
Перед нами старая известковая шахта. Дело близиться к заходу солнца, еще пару часов и станет темно. Все устали, кроме меня, так как сегодня я шла в сандалиях на носочек, было очень комфортно. Вначале было решили здесь разбить лагерь. Так как из порта в Андервикен есть выход прямо на Балтийское море. Тут оставляют на зиму свои яхты, а так же арендуют для прогулки небольшие парусные лодки. Есть автостоянка, кран с пресной водой, мусорники и туалеты. Туалеты такие же, как и в лесах на маршруте. У одного нормальный размер высоты сиденья, другой для очень высоких людей или же туда они ходят по маленькому и только стоя.))
Мы решили пополнить запасы воды и пройти к месту, которое обозначалось, как пляж.
Думаю всем все понятно, это ограничители на пляж Komötet.
Но, я подумала и решила, если собачкам можно гулять по пляжу с сентября, то мы не хуже собачек и пошли на пляж ставить палатку.
Как видите, в этот день правила были нарушены дважды. И лагерь разбили, и лошадки пришли.
Воду с озера мы не набирали, и я даже не умывалась. Лошади дружно все сходили в туалет по большому в воду.
День 4.
Это утро было пасмурным первые 2 часа, к моменту, когда нам нужно было выходить тучи разошлись.
В этом месте много натоптано троп и вот, чтобы туристы не блуждали стоят такие ограничительные знаки. Рядом с информационным щитом стоянка для автомобилей, столики. В принципе можно было на ночь стать и тут, но вчера сил уже не было пройти еще 1 км. Укрытия здесь нет, но как бонус был стол с лавками.
Потрясающие виды на заливы.
Туллгарнский замок (Tullgarns slott) вот и финиш нашего маршрута, но не путешествия. Территория замка большая и очень красивая, гулять по ней можно бесплатно. А вот, чтобы попасть внутрь здания нужно будет заплатить 80 крон, но открыт на вход только с 8  сентября.
Дальше по проселочным дорогам (10km) мы отправились к Hölö, это ближайший городок с выездом на автобан в сторону Стокгольма (Stockholm).
По дороге собирали яблоки, груши и сладющие сливы.
Но, просто так палаткой, ты не станешь в Швеции, это только трекинговые маршруты обустроены. Поэтому, решили было заглянуть в кемпинг, что рядом с городком Hölö.
Зашли на территорию, тишина. Стоят кемперы, все обустроено, обжито. Кто-то огородик развел - помидоры поспели. Вообще не понятно, может тут на постоянной основе люди живут. Походили по территории, скинули рюкзаки и стали искать воду. Нашли, и пока я изучала туалет, такой же, как и в лесу, к нам подошел работник кемпинга. Мы общались долго, так как он не мог придумать, куда пристроить нашу палатку. Хотя мест много, мы бы могли втулиться между любимы кемперами, но нет, тут так не принято, вокруг должно быть свободное место, чтобы все чувствовали себя комфортно. Решили спросить по стоимости. За троих с палаткой -20 баксов. Но место нам пока найти не может, спустя время приходит и говорит, вот у туалета только свободное. Ясно. Сказали, что подумаем, а сами взяли рюкзаки и пошли в обход озера Lilljon на противоположную сторону.
Забыла сказать, воду мы взяли в кемпинге 3 литра. Чтобы попасть на берег, мы перелезли через ограждение, ну как перелезли открыли импровизированную калитку, нашли ровное место и поставили палаточку.
День 5.
Сегодня по плану зайти в супермаркет в Hölö, там сдать банки и бутылки, что собирал Димка. Словить автомобиль и автостопом уехать в Стокгольм. Все проще простого.
И тут началось, в супермаркете не было приема бутылок, нас уже второй час нас никто не подбирал. Никто! Если бы не оплаченный хостел в Стокгольме, то  пробовали бы еще стопить. Но уже 11 часов и мы в 50 км от Стокгольма. Предлагаю ребятам ехать автобусом вначале в Södertälje, других вариантов нет.
Конечно было одно большое НО, у нас не было карточек для проезда в общественном транспорте Швеции, с которых списываются поездки. Наличные и банковские карты водители не принимают. И, если бы мы пошли на автовокзал, то скорей всего там было бы где их купить, но мы решили рискнуть и сели в автобус на остановке, рядом с которой стопили. Протянули водителю свою банковскую карту, он сказал, что нужна другая карта и махнул рукой, мол проходите, и улыбнулся))
 Вот такой шведский автостоп.
Södertälje это большой красивый город, он мне даже больше Стокгольма понравился, возможно потому, что тут меньше туристов. Побежали сдавать банки с бутылками и нашли 20 крон на дороге. Вот  за них мы и купили тефтели.
Поели и я, как генератор идей, предлагаю больше не рисковать, не ходить на окраину города, чтобы выехать в Стокгольм, а просто пойти и уехать на общественном транспорте. Свидетели Иеговы на русском языке рассказали, что самым удобным будет поезд, тем более мы рядом с вокзалом и жили в Стокгольме. Поэтому идем в кассу и за 45 крон каждому покупаю билет.
Дальше все просто, едешь 50 минут и у тебя перед глазами отматывается, как клубок  в обратную сторону. Все леса, дороги, все за один миг исчезло, как будто и не было этих 4 дня.
Я просто не люблю города, мне душно в них и шумно, и если бы моя воля не заходила бы в них. О Стокгольме, прочитать можно тут.
Общее впечатление о маршруте в целом положительное.
Промаркирован отлично. Если не спешить, можно получить массу удовольствий особенно в грибной период.

Полезности:
www.sormlandsleden.se для Украины сайт заблокирован, входите под любой другой страной.

Список снаряжения:
3 футболки;
4 пары трекингових носков;
трекинговые кроссовки Salewa WS Wildfire;
штормовые штаны на мембране Gore-Tex® PacLite® Marmot Wms Minimalist Pant (не пригодились, не было дождя).
очки Julbo MONTEROSA Spectron 4;
фотоаппарат Fuji X-T20
объектив Fujifilm XC 18‑135 мм f/3.5‑5.6(взятый на прокат у Fujifilm Ukraine)
спальник Deuter Trek Lite+8°;
самонадувающийся коврик Sea To Summit Ultalight SI Mat;
  • Логистика стоимость на 1 человека.
    Киев - Стокгольм (Скавста) - Киев ( Ryanair 1287 грн)
Путешествуйте побольше, даже если у вас совсем мало денег!