Занзибар. Hakuna Matata!

Январь 2022 г.

Лазурь Индийского океана и россыпь островов видна еще из иллюминатора. Прекрасные пляжи манят окунуться в атмосферу тропического рая. Занзибар или Унгуджа, – это танзанийский архипелаг у восточного берега Африки, а также его главный остров.

Что нужно знать, когда летишь на остров Занзибар Танзания.

Во-первых, вакцинация не обязательна, нужен ПЦР-тест, его спросят у вас при сдаче багажа в аэропорту Борисполя и потом на острове перед прохождением паспортного контроля.

Во-вторых, для посещения страны нужна виза, для граждан Украины оформляется в аэропорту по прибытии. Выдается две миграционные анкеты, где вы вносите все свои данные, название отеля, где будете проживать, сумму, которую ввозите в страну (мы не указывали). После таможенного контроля, проходите дальше, там будет 4 офицера, которые примут с улыбкой у вас 50 дол., выдадут чек, его желательно не терять.
По возвращению, снова нужно будет заполнить анкеты, но на них особо никто не смотрит, бросают на кучу, ставят штамп в паспорт и отпускают.

В-третьих, вывозить кораллы и большие ракушки с острова запрещено, если у вас не будет чека об их покупке. Тогда штраф или можно отделаться взяткой при досмотре ручной клади они, это практикуют.

В-четвертых, в ресторанах редко можно встретить вкусно приготовленное блюдо. Средний ценник за рыбку с пресным рисом 10 дол.

Лететь ради одного Занзибара в Танзанию бессмысленная трата денег, то ли взять и отправится на сафари или устроить себе Новый Год на «Крыше Африки» взойти на гору Килиманджаро. Это самая высокая гора Африки и самая высокая автономная гора мира.  Мы так и сделали, и в конце декабря отправились в свое маленькое путешествие на 17 дней.

Из аэропорта Борисполь зимой летает на Занзибар авиакомпания SkyUp Airlines. Рейс ночной, поэтому спали практически весь полет. Самолет прилетает в новый Терминал 3. Там же в этом терминале есть обменник с хорошим курсом.
После прохождения всех процедур и получения багажа, выйдя из здания аэропорта тяжелый жаркий воздух сковал всех. В таком климате достаточно сложно резко адаптироваться.
Поэтому первые 15 мин привыкали, пока шли к отелю, а мы изначально забукали отель рядом с аэропортом, так как на следующий день мы улетали в Моши, на материковую Танзанию для восхождения. Поэтому  свой один день на Занзибаре решили провести в Стоун Тауне.

После восхождения мы снова вернемся на Занзибар и будем жить на трех пляжах: Нунгви (Nungwi), Кивенга (Kiwengwa) и Падже (Paje).

Старт: Нунгви
Финиш: Падже
Период: 5 января-12 января
Проживание: отели, гостевые дома
Передвижение: такси
Еда: местная в кафе
Вода: только бутилированная
Можно встретить:  рыбу, коров, много птиц, геконы
Фрукты: авокадо, манго, ананас, маракуйя, папайя, личи
Погода: +35°С, ночью в среднем +25°С
Погода: жарко, только днем дождь был несколько раз
Курс: 1 танзанийский шиллинг/0,0120грн.

Такси на острове дорогое, с этим нужно смириться.
Если нужно, со Стоун Тауна или аэропорта доехать в Нунгви, то это обойдется в 50 дол, туда-обратно будет 35 дол. в одну сторону. Нунгви - Кивенга, это 20 км и заплатите за путешествие от 40 до 25 дол в одну сторону, мы подходили и торговались, хотели за 20 дол, но получилось сбить только до 25 дол. Кивенга - Падже - 35 дол за 60 км.

Стоун Таун находится на самой западной части острова. Тут и международный аэропорт, единственный порт и собственно, это столица Занзибара.
Мы поселились в отеле Sulkhan servised apartment, оплатили картой, комиссии не было. Хотя, считается, что при оплате картой, снимается 4%. Я платила картой трижды, один раз за отель два следующих в супермаркете в Моши на материке, комиссию с меня не брали.
Жилье было комфортным, с высокими потолками комнаты и двумя огромнейшими кроватями для троих. В комнате бутилированная вода и входил завтрак.
До заката решили сходить поменять доллары на танзанийские шиллинги, ближайший обменник оказался в аэропорту.
По хорошему курсу можно поменять, как в новом здании аэропорта, так и возле старого аэропорта справа от входа. На обратном пути купили два манго по 1000 TZS за штуку. Это нормальная цена, так в среднем они и будут стоить по острову.
Утром, после завтрака, мы собрали вещи и так, как рейс у нас на материк был вечерний, нам разрешили рюкзаки оставить в отеле до 18:00.
Мы же втроем на дала-дала, это местная маршрутка отправились за 400 TZS с человека в Стоун Таун.
Ощущения интересные, когда ты сидишь в самом дальнем углу грузовика, у которого по периметру стоят лавки и вокруг тебя танзанийцы.
Из достопримечательностей, что предлагают посмотреть в Стоун Тауне понравился только рынок "Darajani Bazaar".
  • Двери с шипами на Занзибаре ( не впечатлили)
  • Дом Фредди Меркьюри (прошли мимо, там отель сейчас)
  • Старый форт (внутри ресторан, несколько лавок с товаром: маски, платья)
  • Главная площадь Стоун-Тауна (самые дешевые манго в городе)
  • Дворец чудес (не заходили)
  • Darajani Bazaar (очень напрягают проводники-зазывали, что тянут к специям)
  • Парк Фородхани
  • Собор святого Иосифа(был закрыт)
  • Магазин "Memories Of Zanzibar" (есть все, начиная от специй, заканчивая танзанитами и футболками, но дорого, то же самое с рук у местных намного дешевле)
  • Танзаниты (цены космос, только для белых)
Накидав дома приблизительный план, на месте оказывается, что все это не так и интересно, когда это у тебя 31 страна. Тем более сильно напрягали местные "экскурсоводы", что хотели продать тебе экскурсию на "Остров Черепах" или сноркелинг. Но, больше "экскурсоводов" напрягали, только масаи. Нам белым людям было сложно, мы не могли идти и наслаждаться тем, что вокруг. Тебя дергают каждую минуту, они даже русский многие выучили, чтобы ты пошел именно с ними.
Прячась от зазывал в улочках Стоун Тауна на Главной площади накупили манго (5 шт/2000TZS) и ближе к 16:00 отправились на пляж наблюдать, как зайдет солнышко.
Но, не тут-то было, группа масаев не дала нам насладиться одиночеством. Просили продать дочку за 1000 коров. Я решила, что переправить в Украину такое количество коров будет проблематично, поэтому оставила ее себе.
Гуляя днем около Старого форта, был случай. Женщина рисующая хной узоры на руках и ногах стала предлагать свои услуги. Мы дочке предложили, она долго выбирала рисунок, потом была озвучена стоимость, для уточнения все ли правильно поняли эту же сумму прописали в телефоне - 5 000 TZS. Мы знали, что нужно торговаться, но цена была очень низкой, всего 5 манго, решили без торга и пока ребенка разрисовывали, гуляли по Форту. Хотя гулять то там негде, подошли к точке по продаже масок и фигур из дерева, продавец, тут же стал продавать товар и с 50 000 TZS цена опускалась до 35 000 TZS за фигурку в рамке. Но, мы просто пережидали, нам этого и не нужно было.
Когда рисунок был нанесен, мягко сказать не очень красиво дали 10 000 TZS и ждем сдачу, каково было наше удивление, когда она сказала дать еще 4 таких бумажки. Оказывается, это удовольствие стоит 50 000 TZS/25 дол. Выяснилось, что она ошиблась, когда писала сумму в телефоне. Но, мы не согласны и за 10 000 TZS с таким качеством были, так что разошлись.
Мы втроем стояли на пляже в месте обозначенном на карте, как место встречи заката, а вокруг нас огромное количество занзибарцев рассматривали нас.
Заката мы не дождались, до него был целый час. Пошли обратно на конечную дала-дала и сели в свой 509 номер и уехали за рюкзаками.

На материковую Танзанию перелеты осуществляются со старого терминала Domestic. Наш самолет авиакомпании Air Tanzania, почему-то вылетел на 30 мин раньше, будьте внимательны.
На вечернем рейсы стюарды дают кешью и на выбор от воды до пива. Утром только воду и чай с орешками.

Наступило 5 января, утром мы приземлились в аэропорту Занзибара пересели в заказной трансфер, так как после восхождения мы вернулись в составе группы из 14 человек. И отправились на Prison Island. Трансфер с аэропорта в Стоун Таун, лодка на "Остров Черепах" + входной билет и трансфер в отель на пляже Нунгви с заездом на обед в ресторан, всё вместе, это стоило 50 дол/чел.

Остров Changuu, но все называют Prison Island или Остров Черепах.

Prison Island свое название остров получил из-за находящейся на нем заброшенной тюрьмы. Так как, Африка многие века была источником рабочей силы для всего Восточного полушария и Индоокеанского региона, в частности, то рабовладение оставило неизгладимый отпечаток в истории страны.
В 1860 г. остров был передан арабам, которые содержали здесь "трудных рабов" перед продажей их на невольничьем рынке в Стоун Тауне. Через тридцать лет остров перешел в руки Британии. Вот, англичани и построили тут тюрьму, но вместо заключенных стали содержать больных жёлтой лихорадкой.

Черепахи же попали на остров, только, в 1919 году. Все началось с четырёх черепах, которых британский губернатор Сейшельских островов прислал в подарок на Занзибар.
Данный вид черепах называют ещё – гигантская черепаха Альдабры или сейшельская черепаха. Длина внушительного панциря этих животных достигает 100 или даже 120 сантиметров. Сейчас популяция изрядно расплодилась на острове, отлично себя чувствует и радует туристов.
Сухопутные черепахи позволяют себя гладить. Класснючие такие, шея огромная, когда чешешь ее они замирают и не двигаются. Взрослые черепахи перемещаются по пешеходным тропинкам для туристов, а совсем крохотные закрыты в специальном вольере, чтобы их не раздавили, ну и птицы не обижали. У каждой взрослой особи на панцире краской написан возраст.
Видно было, что черепахам жарко, некоторые уползали подальше в тень и выглядели мертвыми, было жалко. Предприимчивые занзибарцы, на выходе просили благотворительного пожертвования на еду черепахам, хотя во входной билет, как раз и входила кормежка черепах, но нам травы никто не дал.
Дорога занимает 30 мин, некоторые туристы остаются еще покупаться на острове. Но, мы хотели по обедать, поэтому сразу поплыли обратно в Стоун Таун.

Пляж Нунгви (Nungwi).

Если вы не фанат отливов, то вам сюда. Нунгви, это большая деревня, расположенная в дальнем северном конце острова Занзибар. Является вторым или третьим по величине поселением на острове. Деревня такая же бедная, но большим плюсом будет, то что здесь отели сосредоточены у самого океана, вода невероятно красивого цвета, прекрасные закаты, много обменников, рестораны на любой кошелек (как было нами замечено, даже ресторан рядом с отелем с красивой подачей был дешевле, чем обычные соломенные ресторанчики на пляжах Кивенга и Падже). Масаев практически не замечали, на территорию отеля их не впускали, а по деревне они особо не гуляют.
Поселились на две ночи мы в отеле Zenobia Beach Resort, это трехзвездочный отель без бассейна. С вкусным завтраком, своим маленьким, но уютным пляжиком и, как бонус есть пиццерия и недорогой ресторан на пляже, вечером при свечах посидеть там одно удовольствие
Одна из фишек этого пляжа, это катание на лодке под звуки барабанов и песен на закате. Как и везде нужно торговаться, нам 2-х часовая поездка с фруктами обошлась по 10 дол с человека.
Между песнями и танцами можно было попрыгать с лодки в океан.
Можно заказать сноркелинг за 50 дол на целый день, либо 40 дол на пол дня. Мы же, на пляже Кивенга на рыбацкой лодке плавали на рифы за 10 дол смотреть на рыбок.
В обед, когда на Нунгви был отлив, мы с ребятами пошли в деревню покушать в "King restorane". Это недорогое кафе, но порции хорошие и даже вкусно.
Заказали на двоих тарелку супа из Sea Food - 5 000
TZS, сок из манго 2 500 TZS и тарелку Sea Food с картофелем, рисом и салатом 25 000 TZS.
Возвращались в отель по трассе, заглядывали во все лавки и наблюдали за жизнью местных.
Готовят местные на газу. Газовые  баллоны для продажи стоят у них прямо на солнце, мега бесстрашные люди.
Мужчина разделывает рыбу посреди улицы.
Обратите внимание на желтые старые огурцы в правом углу. Мы такие выбрасываем, а у них на продажу идут.

Пляж  Кивенга (Kiwengwa).

Зачем мы сюда приехали не понятно, наверно хотелось изучить, как можно больше пляжей.
Сняли самое бюджетное жилье на второй линии - 70 дол. за 3-х местный номер. Таксист правда, с трудом нашел наш гостевой дом.
Во дворе дремлют масаи, хозяин помогает достать огромную сумку из такси, нам показывают нашу комнату, где на кроватях выложены сердечки из цветов. Комната темновата, а еще рядом с нашим окном был бар, где собирались масаи посмотреть футбол. Из плюсов, у нас был кондиционер.
На пляж нас сопроводил один из масаев, показал, где наши лежаки и откланялся.
После Нунгви, тут совсем, как на другой планете. Был отлив и мы пошли прогуляться по пляжу, тут же налетели с предложениями отправиться посмотреть на рифы рыбок, договорились на завтра.
Купаться получается только рано утром, после 11 океан отходит, а вечером в 16, когда начинается прилив вода становится мутной.
Есть приходилось на пляже. Первую ночь поужинали у турка в "Moby Dick", "кальмар с рисом" - 12 дол, "курица с картофелем фри" - 11 дол. Турок говорит на русском. Чтобы мы не уходили, после изучения цен на блюда, сказал, что сделает салата побольше, знал чем нас взять))
Второй вечер пошли гулять в другую сторону и нашли ресторан "One love", какая же там медленная была официантка. Добиться, что значит, желаемое блюдо, было нереально. Заказали в итоге, беспроигрышный вариант, курицу с картофелем и мне осьминога в кари с фри, по факту, осьминога там почти не было, помогали Диме доедать курицу.
Обменников в деревне не нашли, был банк, но он работает по сокращенному графику, поэтому денег поменять не удалось. Очень выручил турок из ресторана "Moby Dick", несмотря на то, что цены в меню в ресторане в долларах, но сдачу дал в танзанийских шиллингах, сказал долларов нет.
Еще, был бонус в виде хорошего супермаркета на основной трассе за банком. Продукция в основном из Индии, Малайзии, Арабских Эмиратов был повод попробовать, что-то новое.
Этим новым, оказалось манго в остром соусе. Первый и последний раз такое ем, думала варенье покупаю. Хлеб в таких маркетах не продается, покупали в соседнем хлебном магазине 1 буханка - 2000 TZS.
Вторую половину следующего дня мы посвятили морскому отдыху.
В водах Занзибара обитают более трех с половиной сотен видов рыб, дельфины, черепахи, морские ежи и звезды, кальмары, омары и даже горбатые киты. Рыбы мы видели немного, но есть интересные экземпляры. Нужно понимать, это не Красное море.
А еще, наблюдали по утрам за счастливыми женщинами, что проводили ночь с масаем. Они, конечно жутко надоедливые, но кто-то специально за этим сюда и едет.
Если скучно валятся на пляже, можно устроить шопинг, тут же по бутикам. Торг обязателен.
В день выезда попросили хозяина вызвать нам такси. Он, сказал, что  сам отвезет за 35 дол, так будет дешевле нам, так как таксисту нужно будет заплатить еще комиссию, поэтому он возьмет больше.
Но, это не правда, мы уже знали стоимость такси до нашего следующего отеля в  Падже, оно так и стоило у официалов -35 дол. Согласились ехать с ним.

Пляж Падже (Paje).

Заехали мы на три ночи и поселились в очень милом месте Villa Kiota, огромная комната на втором этаже, с балкона видно океан, утром подавали вкусный сытный завтрак в саду 62 дол. за троих.
На Падже мы приехали ради Mtende beach (на который так и не съездили), это очень красивый уединенный пляж на самом юге острова и Падже был ближайший обжитый пляж, который недалеко от аэропорта и юга острова.
Наша ошибка была в том, что мы ни чего не читали о Падже. Ведь хуже, чем на Кивенга (Kiwengwa) быть не может, думали мы.))
Так выглядит пляж во время отлива.
Поэтому, когда мы вышли на пляж, нас ждал сюрприз в виде огромного количества кайтов.

Если очень кратко, то кайтинг – это катание под большим воздушным куполом, который парит в воздухе и буксирует за собой райдера.
Пляж Падже, считается идеальное место для кайтсерфинга.

В паре километров от берега находится огромный риф длиной 40 км, который гасит океанские волны и превращает их в легкую рябь на воде при постоянном наличии ветра. А глубина по всему пляжу одинаковая – чуть менее метра. Для кайтинга это – именно то, что нужно. Здесь есть вся необходимая инфраструктура, все нацелено на кайтинг: существуют школы кайтинга, пункты проката оборудования, так что даже новичок сможет в любой момент потренироваться с инструктором и испытать себя в этом виде спорта. Мы не фанаты кайтинга, для нас важна тишина и возможность поплавать без ущерба здоровью. Но, решили разузнать сколько стоит одно занятие. Итак, на двоих один инструктор 8 часовое занятие обойдется в 400 дол.  Дороговато.

Завтракали мы в отеле, а вот для обеда и ужина нужно было искать каждый раз новый ресторан, так как особо похвастаться кухней Занзибар не может. После трекинга в Португалии, я считаю не умеют готовить морепродукты танзанийцы.

В день приезда, нужно было где-то пообедать и поменять деньги. Вышли на центральную улицу, где идет торговля, тут всё и свежая рыба с мухами, и куриные шашлычки обжаренные масле коричневого цвета, манго, ананасы, авокадо огромных размеров.

Никто не знает про обменник, делать нечего идем в супермаркет, пить очень хочется. Кредитки там не принимают, но взяли 1 дол. за 2 полуторалитровые бутылки холодной воды. На трассе зашли в ресторан "Hungry lion", там официантка показала, где находиться обменник. Это, как раз на конечной 340 маршрута дала-дала, что идет в Стоун Таун. В "Hungry lion", заказали суп из Sea food, оказался просто осьминог с водичкой, ничего особенного, как и стоимость 5000 TZS. Рядом был магазин алкоголя, я себе взяла пиво и в ресторане сок из манго за 2500 TZS. И на вынос ребенку заказали пасту с морепродуктами за 15000 TZS. Оказалась сухая вермишель без масла без соуса, все с тем же осьминогом, что и у Димы в супе. На вкус - не очень.
Итак, мы рядом с экватором, поэтому в 18:20 уже темно, далеко от отеля отходить не хотелось, тем более под нашими окнами была забегаловка, которая громко именовалась "ресторан".

Супы у них вкусные, стоимость: 8000 TZS за томатный, чесночный, куриный и 10 000 TZS рыбный. Тарелка с Sea food - 35 000TZS, одному можно объестся. Салат из морепродуктов 10 000 TZS, местная рыба с картофелем фри  - 20 000TZS.

Если на Нунгви были красивые закаты, то на пляж Падже рано утром бегали за рассветами. Но, облака мешали красивому закату.

Со временем мы начали понимать местных, которые ни куда не спешат и особо не работают. Мы постепенно стали лениться и желание, куда-либо выходить днем стало пропадать. Нет, я еще хотела полазить по деревне, но меня некому было поддержать. Я не могу сказать, что в Падже опасно, просто ты белый и блондинка, поэтому обращают внимание все, от масаев до ребенка продающего манго.
Лень ленью, но обед никто не отменял, и вот во второй день мы отправились в "z.Burgers restaurant", все там же, на трассе с инспекцией. Благо вчера вечером познакомились с веселым латышом Дени, который нас туда и пригласил. Скинул меню нам по WhatsApp, мы сделали заказ, он купил свежей рыбки, написал, чтобы приходили, когда было почти готово.
Стоимость рыбы с картошкой фри и салатиком -15 000 TZS. Объелись.
Стоимость томатного супа - 5 000 TZS. Вкусный.
Это было большим плюсом, так как ждать на острове, пока приготовят, нужно очень долго.
Дальше сытые отправились гулять. Возле нас рядом оказывается была ферма по выращиванию водорослей. Когда прилив ее было не видно, а с отливом показались грядки. На Занзибаре есть несколько таких ферм, но только эта открыта для туристов. Экскурсию мы не брали, сами с усами.
До конца не уверена можно ли их кушать, я ела. Как обычная плотная морская капуста.

Если подытожить, то Занзибар для нас, это развлечение на один раз.
Это не Иордания, где тебя накормят и приютят дома, потому, что ты путешественник. В первую очередь, ты для них деньги. Белый, который может позволить все в их понимании. Поэтому, иногда такие суммы назывались, что ты сам не понимаешь из чего они рассчитывались.

Сами местные жители живут очень бедно, едят сухой рис, в ресторанах персонал доедает все, что не доели туристы. Маленькие дети работают, не понятно, с какого возраст.
Вот, как этот мальчишка на приеме мусора.
Но, нужно помнить у них есть школа и детки обязательно изучают английский язык. Это единственный шанс получить мало мальски оплачиваемую работу.  Да и вообще, судя с того, что мы увидели все у них Hakuna Matata!

Путешествуйте побольше, даже если у вас совсем мало денег!