Октябрь 2017.
Я знала, что в начале октября нам обязательно захочется улучшить свое настроение и избавиться от пары лишних килограммов, ну или просто хорошо провести время, если килограммы к этому времени не наберутся.
Я знала, что в начале октября нам обязательно захочется улучшить свое настроение и избавиться от пары лишних килограммов, ну или просто хорошо провести время, если килограммы к этому времени не наберутся.
Поэтому июльскую акцию у авиакомпании Ryanair я пропустить не смогла. И купила билетики в горячо любимую Францию не посоветовавшись с Димкой. Так что, когда он вернулся с Киргизии его ждал сюрприз.
Краков (Польша) - Лурд (Франция) по 9 евро в одну сторону и столько же обратно.
Благо с горами во Франции проблем нет.
На юго-западе Франции, на границе с Испанией расположена горная цепь Пиренеи. Франции принадлежат лишь северные склоны этой горной цепи.
Пиренеи значительно ниже Альп: их средняя высота чуть более 2500 м. Горные хребты здесь также как и в Альпах сложены из твердых кристаллических пород и менее расчленены чем в Альпах, что делает их менее доступными. В центральной части гор есть только один перевал ниже 2000 м. В далеком прошлом Пиренеи были покрыты ледниками, о чем говорят многочисленные цирки, кары и другие ледниковые формы рельефа. Среди них особенно знаменит величественный ледниковый цирк Гаварни с почти отвесными стенами высотой 400–500 м, откуда низвергаются водопады, рождающие р. По. Следует отметить, что в настоящее время в Пиренеях ледников почти не осталось.
И вот после сакрального Лурда (Люрда, Lourdes), куда мы прилетели с Кракова и где мы провели день (с этим городом отдельная история), на утро автостопом мы отправились к началу маршрута.
А маршрут мы выбрали очень быстро, ожидая автобус до Кракова, во львовском Mcdonalds покопались в интернете и решили пройти 100 км по пешеходному маршруту GR10.
Последним временем мне стала нравится неизвестность, это так круто, когда ты даже не представляешь, на что будет похож твой следующий день. Поэтому этот маршрут был для для нас сюрпризом со всех сторон, мы не имели ни малейшего представления о нём и не готовились к поездке, как это бывает обычно (времени просто не было на это).
Полный маршрут GR10 занимает почти 2 месяца пути и пролегает вдоль всего Пиренейского хребта от Атлантического побережья, до Средиземного моря. Мы же выбрали небольшую его часть на несколько дней пути, в соответствии с уровнем нашей физической подготовки и экипировки.
Маршрут GR10 проходят как через горные, так и равнинные местности, что делает Тропу отличным местом для исследования богатой природы Пиреней.
Что-бы добраться до старта маршрута с Лурда (Lourdes), мы воспользовались автостопом, сейчас буквально пару слов расскажу о французском автостопе.
Раньше мне казалось, что родина автостопа это Германия. Я никогда специально этим вопросом не интересовалась, просто по Европе, когда мы путешествовали, то 70% водителей, что нас подбирали это были немцы. И в любом случае автостоп занимал время иногда тебя увозят сразу, иногда приходилось ждать 4 часа. Но только не во Франции, временами я даже табличку с названием города не успевала поднять как нас подбирали. А стопили мы, просто на дороге, где можно было хоть как-то припарковаться. Одним словом на автостоп у нас уходило от 1 до 3 минут.
Теперь о вещах, что мы взяли с собой.
Правильней сказать наверное будет, которые использовали в походе, а то мы сдуру набрали теплых носков и несколько комплектов термобелья, штормовую одежду, которая нам вообще не пригодилась.
Погуглив прогноз погоды на французских сайтах, погода обещала быть походной +21 днем, но не учли один момент смотрели мы погоду по городу Лурд, а нужно было хотя бы по городку Котре, что в 30 км от Лурда именно он считается воротами в национальный парк Пиренеи. Итого в период с 7 октября по 15 октября мы наслаждались жарким летом, потели так, что приходилось просто мочить в ручье одежду, что бы нормально передвигаться по маршруту. Спальник использовала Rock Empire Cyklotour, было комфортно прохладными ночами. И так как мы летели только с ручной кладью, то палок треккинговых у нас с собой не было, а они там, ох как нужны.
Единственное с чем мы не прогадали это треккинговые кроссовки. Большего туда и не нужно было, они хорошо фиксировали ногу, обеспечивали надежную поддержку и хорошее сцепление с поверхностью на крутых подъемах и сложных местах маршрута. У меня модель Salewa WS MTN Trainer у Димы Scarpa Zen Lite GTX.
Спали мы практически все ночи в палатке Hannah Desert 4-season, когда попадали в городки, то селились в кемпинги, последний был бесплатным по причине того, что был закрытым. Но хозяева разрешили всё равно нам поставить палатку на территории и пользоваться туалетами, розетками и холодно водой, вот оно французское бескорыстие.
День первый "Дорогой крокусов".
Переход: 10,52 км, высота: 888/1174 м, стоянка: 1167 м
Старт 12:50, стоянка 16:56, отбой 22:00
Погода: 9/27°С, ясно.
Вначале тропа идет через лиственный лес, где растут грибы, которые и тормозили наше движение. Можно было упростить себе передвижение выйдя на трассу, которая шла серпантином, но раз идем по маршруту, то ни каких лёгкий путей искать нельзя.
В лесу практически в 10 минутах от старта увидели "дом на дереве". Лестница была слегка "волнующейся", но Дима всё таки рискнул по моей просьбе и по собственному желанию туда подняться. Дом был пустым, из-за того что дверь открывалась не полностью, мало что удалось увидеть. На полу лежал складной стул и в углу стояла маленькая двухконфорочная плита. И весь пол усыпан сухой листвой.
Покинув зону леса, маршрут проходит немного по асфальтной дороге мимо пастбища.
Животные:
Встречается на маршруте скот — коровы, лошади и овцы. Много очень пастбищ с коровками. Агрессивных пастушьих собак не было. А бурёнки все однотонные рыжие либо цвета парного молока.
На маршруте встретилась очень старая церковь, за ней был питьевой фонтан, поэтому было принято решение делать обед.
Напомню, что на улице начало октября, а природа нам шептала, ребята, добро пожаловать в лето, наслаждайтесь жизнью.
Вернусь немного назад. Перед тем, как отправляться для автостопа на трассу в Лурде, мы предварительно зашли в супермаркет Lidl, что на окраине города. Запаслись сырами на всю неделю и бутылочкой французского вина на вечер. Вино взяли недорогое за 1,80/1 литр. Сыры: Куломье́ (Coulommiers), Бри (Brie) - стоил до 1 евро и Fourme d`Ambert - за 1,89/ 250грм.
Около пяти вечера мы добрались до места ночёвки.
Установили палатку и пошли прогулялись вдоль озера. Вернулись, с вина сделали глинтвейн, так как температура опустилась до 9°С и стало жутко не комфортно. Собранные грибы отварили и я их добавила в Happy Elk "Борщ от Марьяны". Сам по себе борщ без мяса был, поэтому пришлось его заправить грибочками, что бы хоть как-то накушаться.
День второй "Обед по - французски"
Переход: 16,56 км, высота: 1152/2248м, стоянка: 1397 м
Старт 10:06, стоянка 19:04, отбой 23:00
Погода: 12/28°С., ясно
Хотели было рано проснуться и отправиться дальше по маршруту, но солнышко в октябре здесь раньше 8 утра не появляется. Поэтому дождавшись рассвета, стали собирать лагерь.
Сегодня предстоит пройти короткий, но тяжелый участок. Высота перевала на который нам нужно будет подняться 2248 м.
Итак крутой подъем усложнялся тем, что в это время сильно печёт солнце.
По уровню сложности этот день стал самым сложным. А по видам одним из самых красивых.
Согласно указателю до обеда на озере нам еще 2 часа 15 мин.
Склоны очень сильно отличались, сверху на фото трава еще зеленая, но стоило подняться на перевал и мы оказались в осенних красках.
Пару слов о маркеровке маршрута.
GR10 обозначен как бело-красные две полоски, они могут быть на камнях, столбах либо просто на дорожных знаках если маршрут проходит через города и села. Но еще встречается вот такое изображение оленя, это значит мы на территории Национального парка Пиреней.
Мы спустились в город Котре (Cauterets), зашли в супермаркет, и мне жуть как захотелось Кассуле - блюдо из бобов, свинины, колбасы, сосисок, овощей и трав, приготовленное в горшочке. Ну, наши не были в горшочке, они были в большой жестяной банке. На этой банке красовалась надпись на 2-х человек. И еще я прихватила баночку паштета, в надежде, что это каким-то образом связано с гусиной печенью. А нет, оказалась свиная консерва, ну ничего. Дима взял вина, оказалось испанским. Мы это поняли, когда стали его пить. Оно было полусладким. Читаем этикетку "Вина Испании". Итого, фасоль с сосисками обошлась нам в 1,89 евро, а мясной паштет в 1,69 евро.
День третий "Cauterets-Vignemale "
Переход: 16,77 км, высота: 916/2150м, стоянка: 2150 м
Старт 09:54, стоянка 18:09, отбой 22:00
Погода: 15/27°С., ясно
В городе ночевать намного теплее, поэтому особого дискомфорта мы не ощутили проснувшись в 7:00. Умылись, собрались и отправились на центральную площадь ждать, когда откроется супермаркет, что бы купить вина на обед. Заодно приготовили завтрак.
Сегодня предстоит посетить несколько разрекламированных мест. Одно из них рукотворное, второе созданное природой. Маршрут GR10 мы продолжили подъемом к смотровой площадке, где открывается вид на весь город Котре (Cauterets) с постепенным выполаживанием примерно на 3 км и c последующим спуском практически на ту же высоту, что и начали утром подъем.
Внизу находилось 2 ресторана и один сувенирный магазин.
Количество туристов с рюкзаками заметно увеличилось. Правда это были пенсионеры и рюкзачки были сугубо для переноса бутылочки с водой и сладостей. Все они как и мы направлялись к Испанскому мосту.
Ландшафт вокруг скалистый и изобилует мелкими порогами.
Pont d`Espagne — каменный акведук, построенный в 1886 году для упрощения торговли между Францией и Испанией. Ну так себе, скажу достопримечательность. На любителя. Я ожидала чего-то большего. Но в целом на фото выглядит красивенько.
Маршрут к озеру Гоб оказался очень простым и красивым.
Само озеро Гоб окружено самыми высокими вершинами горной цепи, которые нависают над его ледниковой голубой водой. Большинство людей приезжает сюда ради панорамных видов вершины Виньмаль — самого высокого пика во французских Пиренеях. Отдохнув на траве у озера, мы тоже заторопились к хижине, что у подножья горы Виньмаль.
Мы попали как раз в тот период, когда приют не работал, но двери его всегда открыты для туристов. За столиками на террасе сидели трое французских туристов-альпинистов, мы уточнили платный ли приют, те ответили, что нет, заходите сейчас бесплатно.
На время когда администрация отсутствует в хижине, туалеты и душевые закрыты, а также несколько комнат. В нашем распоряжении была спальня с 3-х ярусными кроватями со всем бельем и кухня в которой ребята уже затопили печь и было очень приятно там находиться. В действительности в период когда там нет администрации стоимость ночёвки составляет -8 евро. Но мы об этом узнали только когда писался этот блог. И самое интересное для меня, это где нужно было оставить эти 8 евро?!
А это то, с чем французы ходят в горы (свежий хлеб, яйца, сыр), пока они обсуждали кто из них что сходил, на каких горах был, мы готовили себе ужин, вино к этому времени закончилось, так что вечером я себя баловала, ароматными нотками коньяка, специально захваченным для таких ночёвок.
День четвертый "Vignemale - Gavarnie"
Переход: 22 км, высота: 2150/1359 м, стоянка: 1400 м
Старт 09:18, стоянка 20:44, отбой 23:00
Погода: 9/28°С., ясно
Вышла рано утром на улицу и почувствовала себя как в альплагере. Как-будто готовимся идти на восхождение. Что-то в груди ёкнуло, и тут же приутихло. Пошла почистила зубы у родника и ушла в хижину паковать рюкзак.
Французы еще спали, и проснулись когда мы заканчивали завтракать.
Маршрут к перевалу был достаточно простым, хотя от хижины казалось, что придется идти по сыпухе. Подъем конечно был и немалый. И было трудно подниматься местами с рюкзаком, но всё цивилизованно, кругом маркеры и выложена широкая тропа. Европа.
Высота перевала 2789 м, поднялись мы за 2 часа. Перепад высот составил 639м.
Спустились с перевала к Хижине "REFUGE DE BAYSSELLANCE" она оказалась открытой, не так как наша. Мы немного отдохнули, перекусили батончиком, так как нам предстоял затяжной спуск. Именно с этой стороны многие альпинисты начинают подъем для восхождения на гору Виньмаль (Vignemale). Приехали на стоянку, что у озера Ossoue, за три часа поднялись к хижине и в этот же день совершили восхождение, потом по желанию либо вниз, либо праздничный ужин в хижине. Для европейцев альпинизм имеет немножко другое значение, большая часть молодежи и не только им увлекаюся, и для них это так же обыденно, как сходить в супермаркет.
А вот так выглядят гроты, о которых я писала выше, они между прочем помечены все на Maps.me.
На спуске в долину мы встречали много нор сурков, я всё надеялась их увидеть самих, но не судьба. Зато повезло с водопадами и добавив к этому горные вершины получалась просто волшебная картинка.
Озеро Ossoue - озеро с плотиной находиться на высоте 1834m. Это отправная точка тропы, которая ведет к вершине Vignemale через ледник Ossoue (классический маршрут). Именно тут заканчивается дорога и начинается тропа. По которой мы спустились к озеру, чтобы сделать привал. Вдруг кто-то обратил внимание, что у нас есть нож, так вот, его мы провозили в ручной клади, предварительно спрятав в шоколадную плитку.
Спуск был достаточно крутым, мы даже замучились. Сразу при входе в деревню Gavarnie на маршруте стоял кемпинг, стоимость ночи в нём была 23 евро с человека за кровать. Мы пошли дальше в деревню. Согласно Maps.me там был еще один кемпинг, но он оказался уже закрытым в это время. Кучки туристов сновали по городу в поиску жилья. Мы опоздали в супермаркет всего на 10 минут, сильно утомившись сели на скамеечке и решили вначале приготовить ужин, а уж потом думать где будем спать.
День пятый "Gavarnie- Pragnères"
Переход: 19,91км, высота: 1359/858 м, стоянка: 858 м
Старт 11:57, стоянка 19:54, отбой 23:00
Погода: 12/29°С., ясно
Ночь мы провели в небольшом парке у самой церкви. Прелесть маленьких французских городов в том, что как только темнеет на улице уже ни кого не встретишь. Мы спокойно поставили палатку в парке, а утром проснулись на рассвете, собрались и спустились в центр. Палатка выглядит на фото безобразно, в действительности она была нормально растянута, колышками, вернее палочками для суши, так как с ручной кладью колышки мы провести не могли. И когда начали собирать палатку вспомнили, что не сделали фото ночёвки. Поэтому набросили тент обратно.))
Завтракали мы точно в том же месте, что и ужинали, с видом на горы. В деревне Гаварни (Gavarnie) в которой проживает всего лишь 150 жителей, есть очень красивое место, оно даже включенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. И это Цирк Гаварни, вот с видом на него я попивала кофе и ела свежий еще теплый французский хрустящий круасан.
Так как в 90% городках и туристических селах Франции туалет был бесплатный, то воду для приготовления и умывания мы брали именно там. Пока солнышко не заглянет в село сидеть и любоваться горами достаточно прохладно.
Стоило осветить солнцу склоны, как мы стали снимать с себя всю верхнюю одежду. Где виднеется заборчик на фото, вот в том месте мы ночевали.
Супермаркет открыт с 9-19, размеры скромные у него, но есть всё необходимое.
Купили багет за 1,19 евро для обеда и отправились к информационному центру взять карту и войти в интернет.
Сегодня больших высот не будет, но будет много пастбищ и красивые пейзажи.
Французские дороги идеальны - даже в горах.
Спуск был невероятно крутым и утомительным.
Когда он закончился даже вздохнули.
Вот это встреча)))
Мы приближались к гидроэлектростанции Пражнер (Hautes Pyrénées).
Очень необычной электростанции. Почему это необычно: потому что, это строительство происходило на высоте (2200 м) на склоне горы со сложным доступом. Были очень короткие временные сроки строительства (от 5 до 6 месяцев в год). Работа велась в течение 6 лет с 1947 по 1953 год. Также в то время не было современных методов, особенно с точки зрения оборудования маршрутизации. В целом, первые три года были посвящены подготовке доступа к различным строительным объектам и установке гравюр. Пришлось построить 18 канатных дорог, 5 фуникулеров общей протяженностью 3,4 км и 33 км дорог. Вообщем зрелище необычное, когда на высоте 1690 м видишь насосную станцию, а от нее вверх и вниз идут огромные трубы диаметром 1,8м по склону.
Ужин устроили у питьевого фонтана, что находился у трассы.
Потом не спеша побрели по трассе до кемпинга Pratdessus Badenco Marie Henriette.
День шестой "Camping - Luz-Saint-Sauveur - аэропорт Lourdes"
Переход: 7,26 км, высота: 1033/686 м.
Старт 10:21, окончание маршрута 13:00, отбой 23:00
Погода: 12/29°С., ясно
Наше путешествие подходит к концу, сегодня нам предстоит пройти от кемпинга где мы бесплатно переночевали в конечную точку нашего маршрута по GR10 всего 7,26 км.
Маршрут не особо видовой. Проходит он по склону на небольшой высоте в лесозоне. По прежнему жарко, но спасает вода в гидраторе и ручьи. За весь день мы не втретили ни одного туриста.
Последние километры нашего маршрута GR10.
Самым ярким в этот день было поедание продуктов купленных в супермаркете и запиванием этого всего вкусным французским вином в городишке Luz-Saint-Sauveur. Супермаркеты там работают с 9-19, в выходные с 9-13. Решили окончание маршрута отметить на главной площади города у старого замка.
Церковь Сен-Андре, построенная в 12 веке, затем укрепленная в XIV веке рыцарями-госпитальерами ордена Святого Иоанна Иерусалимского. Это красивое здание в стиле крепости окружено двумя башнями и имеет зубчатую полигональную окружающую стену. Великолепный интерьер содержит деревянные изделия 18-го века. Вот так.
На юго-западе Франции, на границе с Испанией расположена горная цепь Пиренеи. Франции принадлежат лишь северные склоны этой горной цепи.
Пиренеи значительно ниже Альп: их средняя высота чуть более 2500 м. Горные хребты здесь также как и в Альпах сложены из твердых кристаллических пород и менее расчленены чем в Альпах, что делает их менее доступными. В центральной части гор есть только один перевал ниже 2000 м. В далеком прошлом Пиренеи были покрыты ледниками, о чем говорят многочисленные цирки, кары и другие ледниковые формы рельефа. Среди них особенно знаменит величественный ледниковый цирк Гаварни с почти отвесными стенами высотой 400–500 м, откуда низвергаются водопады, рождающие р. По. Следует отметить, что в настоящее время в Пиренеях ледников почти не осталось.
И вот после сакрального Лурда (Люрда, Lourdes), куда мы прилетели с Кракова и где мы провели день (с этим городом отдельная история), на утро автостопом мы отправились к началу маршрута.
А маршрут мы выбрали очень быстро, ожидая автобус до Кракова, во львовском Mcdonalds покопались в интернете и решили пройти 100 км по пешеходному маршруту GR10.
Последним временем мне стала нравится неизвестность, это так круто, когда ты даже не представляешь, на что будет похож твой следующий день. Поэтому этот маршрут был для для нас сюрпризом со всех сторон, мы не имели ни малейшего представления о нём и не готовились к поездке, как это бывает обычно (времени просто не было на это).
Полный маршрут GR10 занимает почти 2 месяца пути и пролегает вдоль всего Пиренейского хребта от Атлантического побережья, до Средиземного моря. Мы же выбрали небольшую его часть на несколько дней пути, в соответствии с уровнем нашей физической подготовки и экипировки.
Маршрут GR10 проходят как через горные, так и равнинные местности, что делает Тропу отличным местом для исследования богатой природы Пиреней.
Что-бы добраться до старта маршрута с Лурда (Lourdes), мы воспользовались автостопом, сейчас буквально пару слов расскажу о французском автостопе.
Раньше мне казалось, что родина автостопа это Германия. Я никогда специально этим вопросом не интересовалась, просто по Европе, когда мы путешествовали, то 70% водителей, что нас подбирали это были немцы. И в любом случае автостоп занимал время иногда тебя увозят сразу, иногда приходилось ждать 4 часа. Но только не во Франции, временами я даже табличку с названием города не успевала поднять как нас подбирали. А стопили мы, просто на дороге, где можно было хоть как-то припарковаться. Одним словом на автостоп у нас уходило от 1 до 3 минут.
Теперь о вещах, что мы взяли с собой.
Правильней сказать наверное будет, которые использовали в походе, а то мы сдуру набрали теплых носков и несколько комплектов термобелья, штормовую одежду, которая нам вообще не пригодилась.
Погуглив прогноз погоды на французских сайтах, погода обещала быть походной +21 днем, но не учли один момент смотрели мы погоду по городу Лурд, а нужно было хотя бы по городку Котре, что в 30 км от Лурда именно он считается воротами в национальный парк Пиренеи. Итого в период с 7 октября по 15 октября мы наслаждались жарким летом, потели так, что приходилось просто мочить в ручье одежду, что бы нормально передвигаться по маршруту. Спальник использовала Rock Empire Cyklotour, было комфортно прохладными ночами. И так как мы летели только с ручной кладью, то палок треккинговых у нас с собой не было, а они там, ох как нужны.
Единственное с чем мы не прогадали это треккинговые кроссовки. Большего туда и не нужно было, они хорошо фиксировали ногу, обеспечивали надежную поддержку и хорошее сцепление с поверхностью на крутых подъемах и сложных местах маршрута. У меня модель Salewa WS MTN Trainer у Димы Scarpa Zen Lite GTX.
Спали мы практически все ночи в палатке Hannah Desert 4-season, когда попадали в городки, то селились в кемпинги, последний был бесплатным по причине того, что был закрытым. Но хозяева разрешили всё равно нам поставить палатку на территории и пользоваться туалетами, розетками и холодно водой, вот оно французское бескорыстие.
День первый "Дорогой крокусов".
Переход: 10,52 км, высота: 888/1174 м, стоянка: 1167 м
Старт 12:50, стоянка 16:56, отбой 22:00
Погода: 9/27°С, ясно.
Городок Arrens-Marsous стал отправной точной нашего недельного трека. Именно через него проходит множество маршрутов в том числе и Путь святого Иакова в испанский город Сантьяго де Кампостела. Тихий красивый городок, который окружают горы и через который журча протекает река, в воздухе чувствуется спокойствие и расслабленность. Местные жители региона Midi-Pyrénées известны своей медлительностью, любовью хорошо покушать и наслаждением жизнью. На улице не было ни души, скорей всего наступило время обеда.)) Включив Maps.me и настроив для записи трека программу A-GPS Tracker, мы в 12:50, отправились по маршруту.
Особо сильных перепадов высоты в этот день не было. Можно считать этот отрезок пути - легким. Вначале тропа идет через лиственный лес, где растут грибы, которые и тормозили наше движение. Можно было упростить себе передвижение выйдя на трассу, которая шла серпантином, но раз идем по маршруту, то ни каких лёгкий путей искать нельзя.
В лесу практически в 10 минутах от старта увидели "дом на дереве". Лестница была слегка "волнующейся", но Дима всё таки рискнул по моей просьбе и по собственному желанию туда подняться. Дом был пустым, из-за того что дверь открывалась не полностью, мало что удалось увидеть. На полу лежал складной стул и в углу стояла маленькая двухконфорочная плита. И весь пол усыпан сухой листвой.
Покинув зону леса, маршрут проходит немного по асфальтной дороге мимо пастбища.
Животные:
Встречается на маршруте скот — коровы, лошади и овцы. Много очень пастбищ с коровками. Агрессивных пастушьих собак не было. А бурёнки все однотонные рыжие либо цвета парного молока.
Хижина 1772 года. |
Маршрут промаркирован таким образом, что бы путешественник на пути заглянул во все интересные места и ознакомился с жизнью местного населения, что проживали здесь несколько веков назад.
Как только за хижиной тропа пошла вверх, начался нескончаемый ковёр из крокусов. На фото только один цветок, это потому, что на него светило солнышко и мне показалось, что он самый фотогеничный. В действительности, вся дорога, просто усыпана крокусами, этому чуду мы удивлялись только в этот день, но под вечер даже такая красота приелась. А когда через несколько дней снова стали встречать крокусы, то уже даже не обращали на них внимания.На маршруте встретилась очень старая церковь, за ней был питьевой фонтан, поэтому было принято решение делать обед.
Напомню, что на улице начало октября, а природа нам шептала, ребята, добро пожаловать в лето, наслаждайтесь жизнью.
Вернусь немного назад. Перед тем, как отправляться для автостопа на трассу в Лурде, мы предварительно зашли в супермаркет Lidl, что на окраине города. Запаслись сырами на всю неделю и бутылочкой французского вина на вечер. Вино взяли недорогое за 1,80/1 литр. Сыры: Куломье́ (Coulommiers), Бри (Brie) - стоил до 1 евро и Fourme d`Ambert - за 1,89/ 250грм.
Около пяти вечера мы добрались до места ночёвки.
Установили палатку и пошли прогулялись вдоль озера. Вернулись, с вина сделали глинтвейн, так как температура опустилась до 9°С и стало жутко не комфортно. Собранные грибы отварили и я их добавила в Happy Elk "Борщ от Марьяны". Сам по себе борщ без мяса был, поэтому пришлось его заправить грибочками, что бы хоть как-то накушаться.
Озеро d'Estaing. Это озеро когда-то было известно своей прекрасной форелью, но сейчас оно приходит в упадок из-за незаконного введения щуки несколько лет назад, утверждают местные рыбаки. К этому озеру легко добраться на автомобиле, следуя по трассе 103. У озера есть ресторан. Существует также местный кемпинг, который находится рядом с озером. Работал он до 17 сентября. В летний период здесь большой наплыв туристов. Сейчас же на ночь на озере остановились мы и еще 2 кемпера.
La legende de la dame du lac d`Estaing |
В закрытом кольце высоких хребтов, находиться озеро в долине; при приближении вечера воды его покрываются белыми парами, которые скользят и поднимаются в вверх; пастухи, которые следуют по дороге вдоль береге, ускоряют свои шаги, не желая встретить таинственных дам озера, « eras daunes de la Ayguo ».
Но один из них однажды был соблазнен, и его история стала легендой.
Легенда эта очень длинная, но суть ее в том, что мужчина не послушал жену свою, которая в прошлом и была одной из фей, назвал ее сумасшедшей, та обиделась и ушла на всегда от него. Но фея не могла забыть своих детей. Каждое утро, как только ее муж уходил на работу, она приходила расчесывать длинные волосы детям. Абади заметил это, он удивился и попросил ее простить его. «Я не могу, - ответила она, - Я не вернусь. Но помни, что я скажу тебе: я никогда не откажусь от своих детей, и их потомки станут известными ».
Обещание феи исполнилось, когда Жан Бернадот, мать которого произошла от семьи Абади де Сирекс, стал королем Швеции и основал одну из самых счастливых династий, которые существуют в нашем мучительном мире.
Легенда из Путеводителя таинственные Пиренеи Bernard Duhurkau.
День второй "Обед по - французски"
Переход: 16,56 км, высота: 1152/2248м, стоянка: 1397 м
Старт 10:06, стоянка 19:04, отбой 23:00
Погода: 12/28°С., ясно
Хотели было рано проснуться и отправиться дальше по маршруту, но солнышко в октябре здесь раньше 8 утра не появляется. Поэтому дождавшись рассвета, стали собирать лагерь.
Сегодня предстоит пройти короткий, но тяжелый участок. Высота перевала на который нам нужно будет подняться 2248 м.
Итак крутой подъем усложнялся тем, что в это время сильно печёт солнце.
По уровню сложности этот день стал самым сложным. А по видам одним из самых красивых.
Согласно указателю до обеда на озере нам еще 2 часа 15 мин.
Склоны очень сильно отличались, сверху на фото трава еще зеленая, но стоило подняться на перевал и мы оказались в осенних красках.
Отдохнув на перевале и встретив только 1 туриста мы начали спуск вниз по тропе до потрясающе синего озера d'Heou.
Это не то озеро к которому мы направляемся, оно просто в форме сердечка, потому и попало в блог))
Восхитительная картина явилась нашему взору. Я скинула рюкзак и побежала фотографировать озеро со всех сторон. Мы устроили полуторачасовой обед с употреблением вина, это так по - французски.)) В таких местах время останавливается. Почему бы теперь не окунуть ножки в холодные воды озера перед тем, как отправится дальше по GR10 и спуститься в городок Cauterets за новой бутылочкой вина?Пару слов о маркеровке маршрута.
GR10 обозначен как бело-красные две полоски, они могут быть на камнях, столбах либо просто на дорожных знаках если маршрут проходит через города и села. Но еще встречается вот такое изображение оленя, это значит мы на территории Национального парка Пиреней.
Мы спустились в город Котре (Cauterets), зашли в супермаркет, и мне жуть как захотелось Кассуле - блюдо из бобов, свинины, колбасы, сосисок, овощей и трав, приготовленное в горшочке. Ну, наши не были в горшочке, они были в большой жестяной банке. На этой банке красовалась надпись на 2-х человек. И еще я прихватила баночку паштета, в надежде, что это каким-то образом связано с гусиной печенью. А нет, оказалась свиная консерва, ну ничего. Дима взял вина, оказалось испанским. Мы это поняли, когда стали его пить. Оно было полусладким. Читаем этикетку "Вина Испании". Итого, фасоль с сосисками обошлась нам в 1,89 евро, а мясной паштет в 1,69 евро.
Скупились и решили где-то припарковаться, посмотрели по Maps.me где ближайший кемпинг. Оказался в 5 минутах ходьбы.
Итак немного по стоимости:
Проживание двоим в палатке стоило 12,85 евро. С палаткой мы были единственными, все места в кемпинге были заняты кемперами. Горячая вода, розетки это все входило в стоимость проживания.
Переход: 16,77 км, высота: 916/2150м, стоянка: 2150 м
Старт 09:54, стоянка 18:09, отбой 22:00
Погода: 15/27°С., ясно
В городе ночевать намного теплее, поэтому особого дискомфорта мы не ощутили проснувшись в 7:00. Умылись, собрались и отправились на центральную площадь ждать, когда откроется супермаркет, что бы купить вина на обед. Заодно приготовили завтрак.
Сегодня предстоит посетить несколько разрекламированных мест. Одно из них рукотворное, второе созданное природой. Маршрут GR10 мы продолжили подъемом к смотровой площадке, где открывается вид на весь город Котре (Cauterets) с постепенным выполаживанием примерно на 3 км и c последующим спуском практически на ту же высоту, что и начали утром подъем.
Внизу находилось 2 ресторана и один сувенирный магазин.
Количество туристов с рюкзаками заметно увеличилось. Правда это были пенсионеры и рюкзачки были сугубо для переноса бутылочки с водой и сладостей. Все они как и мы направлялись к Испанскому мосту.
Ландшафт вокруг скалистый и изобилует мелкими порогами.
Pont d`Espagne — каменный акведук, построенный в 1886 году для упрощения торговли между Францией и Испанией. Ну так себе, скажу достопримечательность. На любителя. Я ожидала чего-то большего. Но в целом на фото выглядит красивенько.
Решили посвятим несколько минут исследованию живописной округи. Побегали, по фотографировали, хорошо что мало было туристов, я думаю летом здесь очередь выстраивается из любителей сделать красивые фотографии моста. Потом сели, пообедали.
Находясь на высоте 1550 м. нам нужно было подняться к озеру, что на высоте 1725м.Маршрут к озеру Гоб оказался очень простым и красивым.
Само озеро Гоб окружено самыми высокими вершинами горной цепи, которые нависают над его ледниковой голубой водой. Большинство людей приезжает сюда ради панорамных видов вершины Виньмаль — самого высокого пика во французских Пиренеях. Отдохнув на траве у озера, мы тоже заторопились к хижине, что у подножья горы Виньмаль.
От озера Гоб(Gaube) до горы Виньмаль (Vignemale) тропа уходит немного вверх, но подъем плавный, не особо ощутим. Постепенно переносит путника в красивую долину с которой хорошо уже видна гора Виньмаль (Vignemale).
Нашла историю появления приютов в Пиренеях. Ниже будет фото, где грот заложен камнями и в нем установлена дверь. Так вот история строительства всего этого началась еще в конце позапрошлого века.
Знакомьтесь Генри Рассел (Henry Russell-Killough) - 1834-1909.
Генри был самым известным исследователем в Пиренеях, таким он остается в истории альпинизма и по сей день.
Генри как никто другой совершил в Пиренеях больше всего первопрохождений на самые значимые пики. он стал первым человеком покорившим вершины Néouvielle (3091 м) и Ardiden (2988 м).
А также трижды поднялся на гору Монте-Пердидо (Mont Perdu/Monte Perdido: третью по высоте гору в Пиренеях - 3355 м). Но прежде всего в истории альпинизма запомнилась вторая неудачная попытка восхождения Генри на Монте-Пердидо: тогда Генри вышел на восхождение один, что в те времена было крайне необычно: в подавляющем большинстве случаев альпинисты нанимали местных горных гидов. При восхождении на вершину Генри Рассел увидел стремительно надвигающийся на него фронт бури, и решив его избежать, он начал быстро спускаться вниз, однако все же буря нагнала Генри и он провел ночь под снежной бурей на La Brèche de Roland (естественном горном разрыве шириной от 40 до 100 метров в скальном массиве выше Gavarnie).
Что бы не замерзнуть насмерть он постоянно бегал вокруг своего места. Когда, на следующее утро буря стихла и Генри в обессиленном состоянии смог выбраться к деревушке Gavarnie, местные жители пришли в ужас, глядя на Генри как на настоящее «чудо», ведь после такой сильной бури в горах его уже никто не ожидал увидеть живым. Этот случай впоследствии будет вдохновлять Генри Рассела на протяжении всей его жизни на идею создания серии горных хижин, убежищ для альпинистов попавших в непогоду в горах.
Генри был самым известным исследователем в Пиренеях, таким он остается в истории альпинизма и по сей день.
Генри как никто другой совершил в Пиренеях больше всего первопрохождений на самые значимые пики. он стал первым человеком покорившим вершины Néouvielle (3091 м) и Ardiden (2988 м).
А также трижды поднялся на гору Монте-Пердидо (Mont Perdu/Monte Perdido: третью по высоте гору в Пиренеях - 3355 м). Но прежде всего в истории альпинизма запомнилась вторая неудачная попытка восхождения Генри на Монте-Пердидо: тогда Генри вышел на восхождение один, что в те времена было крайне необычно: в подавляющем большинстве случаев альпинисты нанимали местных горных гидов. При восхождении на вершину Генри Рассел увидел стремительно надвигающийся на него фронт бури, и решив его избежать, он начал быстро спускаться вниз, однако все же буря нагнала Генри и он провел ночь под снежной бурей на La Brèche de Roland (естественном горном разрыве шириной от 40 до 100 метров в скальном массиве выше Gavarnie).
Что бы не замерзнуть насмерть он постоянно бегал вокруг своего места. Когда, на следующее утро буря стихла и Генри в обессиленном состоянии смог выбраться к деревушке Gavarnie, местные жители пришли в ужас, глядя на Генри как на настоящее «чудо», ведь после такой сильной бури в горах его уже никто не ожидал увидеть живым. Этот случай впоследствии будет вдохновлять Генри Рассела на протяжении всей его жизни на идею создания серии горных хижин, убежищ для альпинистов попавших в непогоду в горах.
Результатом его идей станет построенный много лет спустя приют Mont Perdu, а также знаменитая пещера Генри Рассела в горном массиве Vignemale и многие другие оборудованные пещеры, в том числе и на Brèche de Roland.
Приют к которому мы пришли назывался на французском "Refugeo ulettes de gaube"
Полностью отреставрированное убежище предлагает один из самых красивых видов на массив Vignemale. С террасы можно полюбоваться северной стороной величественной горы Vignemale и ее соседкой Piton Carré.
Приют работал в 2017 году с 4/02 - 7/05 резервировали его альпинисты и опытные лыжники. С 24/05 - 30/09 хижина доступна была для всех желающих. В теплый период можно было расположить 87 человек, зимой - 30 чел. В стоимость 22 евро с человека входило пользованием кухней, туалетом, душем, и предлагались 3-х ярусные кровати на мягких матрацах с простынями и одеялами. При входе огромный стеллаж до потолка со сменной обувью.
Тут цены на 2018 год и они выросли на 1 евро.
На время когда администрация отсутствует в хижине, туалеты и душевые закрыты, а также несколько комнат. В нашем распоряжении была спальня с 3-х ярусными кроватями со всем бельем и кухня в которой ребята уже затопили печь и было очень приятно там находиться. В действительности в период когда там нет администрации стоимость ночёвки составляет -8 евро. Но мы об этом узнали только когда писался этот блог. И самое интересное для меня, это где нужно было оставить эти 8 евро?!
А это то, с чем французы ходят в горы (свежий хлеб, яйца, сыр), пока они обсуждали кто из них что сходил, на каких горах был, мы готовили себе ужин, вино к этому времени закончилось, так что вечером я себя баловала, ароматными нотками коньяка, специально захваченным для таких ночёвок.
День четвертый "Vignemale - Gavarnie"
Переход: 22 км, высота: 2150/1359 м, стоянка: 1400 м
Старт 09:18, стоянка 20:44, отбой 23:00
Погода: 9/28°С., ясно
Французы еще спали, и проснулись когда мы заканчивали завтракать.
Маршрут к перевалу был достаточно простым, хотя от хижины казалось, что придется идти по сыпухе. Подъем конечно был и немалый. И было трудно подниматься местами с рюкзаком, но всё цивилизованно, кругом маркеры и выложена широкая тропа. Европа.
Высота перевала 2789 м, поднялись мы за 2 часа. Перепад высот составил 639м.
Спустились с перевала к Хижине "REFUGE DE BAYSSELLANCE" она оказалась открытой, не так как наша. Мы немного отдохнули, перекусили батончиком, так как нам предстоял затяжной спуск. Именно с этой стороны многие альпинисты начинают подъем для восхождения на гору Виньмаль (Vignemale). Приехали на стоянку, что у озера Ossoue, за три часа поднялись к хижине и в этот же день совершили восхождение, потом по желанию либо вниз, либо праздничный ужин в хижине. Для европейцев альпинизм имеет немножко другое значение, большая часть молодежи и не только им увлекаюся, и для них это так же обыденно, как сходить в супермаркет.
На спуске в долину мы встречали много нор сурков, я всё надеялась их увидеть самих, но не судьба. Зато повезло с водопадами и добавив к этому горные вершины получалась просто волшебная картинка.
Lac d'Ossoue |
После полуторачасового обеда, мы отправились по маршруту дальше.
Дорога проходила мимо хижин, одна та, что на фото была открыта, в случае если турист не успевает спуститься в деревню Gavarnie, то можно заночевать вот в таком приюте - бесплатно.
Дорога проходила мимо хижин, одна та, что на фото была открыта, в случае если турист не успевает спуститься в деревню Gavarnie, то можно заночевать вот в таком приюте - бесплатно.
Но весь мусор, обязательно забрать с собой.
Маршрут шёл параллельно дороге в деревню Gavarnie, что проходила далеко внизу, иногда правда, тропа наша уходила немного в сторону, обходя ущелья. Первые пару часов было интересно перепрыгивать речушки, кушать чернику и играть со своей тенью.Хижина пастуха. |
День пятый "Gavarnie- Pragnères"
Переход: 19,91км, высота: 1359/858 м, стоянка: 858 м
Старт 11:57, стоянка 19:54, отбой 23:00
Погода: 12/29°С., ясно
Ночь мы провели в небольшом парке у самой церкви. Прелесть маленьких французских городов в том, что как только темнеет на улице уже ни кого не встретишь. Мы спокойно поставили палатку в парке, а утром проснулись на рассвете, собрались и спустились в центр. Палатка выглядит на фото безобразно, в действительности она была нормально растянута, колышками, вернее палочками для суши, так как с ручной кладью колышки мы провести не могли. И когда начали собирать палатку вспомнили, что не сделали фото ночёвки. Поэтому набросили тент обратно.))
Завтракали мы точно в том же месте, что и ужинали, с видом на горы. В деревне Гаварни (Gavarnie) в которой проживает всего лишь 150 жителей, есть очень красивое место, оно даже включенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. И это Цирк Гаварни, вот с видом на него я попивала кофе и ела свежий еще теплый французский хрустящий круасан.
Так как в 90% городках и туристических селах Франции туалет был бесплатный, то воду для приготовления и умывания мы брали именно там. Пока солнышко не заглянет в село сидеть и любоваться горами достаточно прохладно.
Стоило осветить солнцу склоны, как мы стали снимать с себя всю верхнюю одежду. Где виднеется заборчик на фото, вот в том месте мы ночевали.
Супермаркет открыт с 9-19, размеры скромные у него, но есть всё необходимое.
Купили багет за 1,19 евро для обеда и отправились к информационному центру взять карту и войти в интернет.
Сегодня больших высот не будет, но будет много пастбищ и красивые пейзажи.
Французские дороги идеальны - даже в горах.
Когда он закончился даже вздохнули.
Вот это встреча)))
Мы приближались к гидроэлектростанции Пражнер (Hautes Pyrénées).
Очень необычной электростанции. Почему это необычно: потому что, это строительство происходило на высоте (2200 м) на склоне горы со сложным доступом. Были очень короткие временные сроки строительства (от 5 до 6 месяцев в год). Работа велась в течение 6 лет с 1947 по 1953 год. Также в то время не было современных методов, особенно с точки зрения оборудования маршрутизации. В целом, первые три года были посвящены подготовке доступа к различным строительным объектам и установке гравюр. Пришлось построить 18 канатных дорог, 5 фуникулеров общей протяженностью 3,4 км и 33 км дорог. Вообщем зрелище необычное, когда на высоте 1690 м видишь насосную станцию, а от нее вверх и вниз идут огромные трубы диаметром 1,8м по склону.
Ужин устроили у питьевого фонтана, что находился у трассы.
Потом не спеша побрели по трассе до кемпинга Pratdessus Badenco Marie Henriette.
День шестой "Camping - Luz-Saint-Sauveur - аэропорт Lourdes"
Переход: 7,26 км, высота: 1033/686 м.
Старт 10:21, окончание маршрута 13:00, отбой 23:00
Погода: 12/29°С., ясно
Наше путешествие подходит к концу, сегодня нам предстоит пройти от кемпинга где мы бесплатно переночевали в конечную точку нашего маршрута по GR10 всего 7,26 км.
Маршрут не особо видовой. Проходит он по склону на небольшой высоте в лесозоне. По прежнему жарко, но спасает вода в гидраторе и ручьи. За весь день мы не втретили ни одного туриста.
Последние километры нашего маршрута GR10.
Самым ярким в этот день было поедание продуктов купленных в супермаркете и запиванием этого всего вкусным французским вином в городишке Luz-Saint-Sauveur. Супермаркеты там работают с 9-19, в выходные с 9-13. Решили окончание маршрута отметить на главной площади города у старого замка.
Церковь Сен-Андре, построенная в 12 веке, затем укрепленная в XIV веке рыцарями-госпитальерами ордена Святого Иоанна Иерусалимского. Это красивое здание в стиле крепости окружено двумя башнями и имеет зубчатую полигональную окружающую стену. Великолепный интерьер содержит деревянные изделия 18-го века. Вот так.
Закончив обедать, мы отправились на окраину города, ну как на окраину 5 минут прошли и вот город закончился.)))
Довольно быстро сменив всего 2 автомобиля мы добрались до Лурда.
Дима отправился за сырами в супермаркет Lidl, а я пошла на поиски очередной сувенирной тарелочки на стену.
Итак подведя итог, хочу сказать, что Пиренеи осенью возможно не такие красивые, как вначале лета, когда еще на вершинах лежат снежные шапки, но зато сухо и можно в кемпингах переночевать со значительными скидками. Есть грибы и черника. Воды предостаточно.
Очень сильно жалели, что не прихватили сандалии.
Теперь бюджет по нашему путешествию на одного человека:
- логистика
Киев-Львов(поезд) - 95 грн;
Львов-Краков (автобус)-210 грн;
Краков-Лурд(самолет) - 9 евро или 280грн;
Лурд-Краков (самолет)- 9 евро или 280грн;
Краков-Киев (автобус) -510 грн.
Итого транспорт обошелся в 1372 грн.
По территории Франции мы передвигались исключительно автостопом.
- продукты
Полезности:
Погода в районе горы Vignemale.
Путешествуйте побольше, даже если у вас совсем мало денег!
Супер!!!
ОтветитьУдалить