Греция. Крит - маленькое приключение...

Ноябрь 2017
Этот год мы решили закончить чем-то тёплым. И это самоё тепло отправились искать на острове Крит. Банальненько скажете вы, а нет. Крит - один из самых больших островов Греции, и это еще то испытание, добраться до нужного места в период, когда ни какой транспорт не ходит.
Архитектура, все эти храмы, это конечно красиво. Но не за этим я бы советовала ехать на Крит. Прогулка по старому городу Ханьи на час полтора, посидеть в кафе на набережной того же городка, как по мне, лишняя трата драгоценного времени.

Крит - колыбель цивилизации, но потомки древних греков настолько меркантильный народ, что просто так тебе даже не улыбнутся. Тёмные суровые лица смотрят на тебя с мимо  пролетающего авто, зазывали в кафе на набережных при виде туриста с рюкзаком замолкают  и дарят свою улыбку следующим туристам у которых по их мнению точно есть деньги. В городах мусор и грязь, цены выше чем во многих европейских городах. Но я хочу рассказать и показать другой Крит, где нет суеты и обмана, а есть тишина и красота.

Я проведу вас по тропам вдоль отвесных скал мимо красивейших бухт, добраться до которых можно только пешком, где можно окунуться в голубую водичку и пройтись босиком по белоснежному песку, даже в ноябре. Заглянем в пещеру Циклопа и побродим в сказочных ущельях. Мы будем встречать закаты и рассветы на берегу Критского, Ионического  и Ливийского моря.
В общем, все дело в том, что Крит надо исследовать, чтобы была возможность увидеть его под правильным углом и с правильной стороны.
Потрясающее разнообразие ландшафта, флоры и фауны, делает этот остров раем для любого типа треккинга, и для любого уровня подготовки. Лучшим месяцем для посещения Крита с рюкзаком является конец октября, в ноябре уже чаще идут дожди. Но нам повезло, дождь мы застали днем всего один раз и это было в момент, когда мы ехали в автобусе.
Это невероятно  сказочный остров, с красивейшей природой, с богатейшей историей.
Маршрут наш очень простой. Мы планировали двигаться с запада на восток по южной части острова, по тропе Е4.

Тропа E4, является треккинговым маршрутом.
Этот путь, начинается в Тарифе в Испании и заканчивается на острове Кипр. Длина всего пути  4450 км.
Трасса E4 на Крите в целом составляет 320 км, начиная от Кастелли-Киссамос на западе и заканчивая Като-Закросе на востоке.
Маркировка: желто-черные метки на камнях либо металлические трубы иногда и без таблички Е4, но все равно выкрашенные в желто-черные полосы.
Логистика:
Первый раз летели Aegen Airlines, авиакомпания не предсказуемая. Они могут изменить даты вылета или вообще отменить рейс, но вас в известность не поставят. Офиса в Киеве нет, выяснить и уточнить информацию по рейсу можно только общаясь на греческом или английском в почте. В письме они сообщают номер мобильного телефона в Афинах, и только по звонку вы можете решить проблему с переносом или отменой рейса. Так как они перенесли мой рейс, то я посчитала, что правильней будет если они меня сами и наберут.  О чём и попросила их в письме. Просьбу удовлетворили. Девушка с акцентом подтвердила о переносе рейса и так же сообщила, что я могу сдать билеты если меня что-то не устраивало. А меня на тот момент не устраивало то, что билеты мы покупали Киев - Ханья, а обратно Ираклион - Киев. Но работая над маршрутом я поняла, что на Крите своя схема передвижений автобусов. Если вы в районе, что относится к городу Ханья, то вы никак не попадете в Ираклион на прямую с юга. Вам придется приехать в Ханью, там пересесть на автобус до Ираклиона и только так. А переезды на автобусе по острову очень дорогие. Поэтому я отказалась от рейса Ираклион-Киев, они без единой комиссии вернули мне деньги в течении недели, а я тут же купила под акцию по более дешевой цене с 1 багажом на двоих билеты Ханья - Киев. Все рейсы совершаются с пересадкой в Афинах.
Кормят на борту вкуснее, когда летишь с Греции, с Киева под видом морепродуктов мне подали яичницу с баклажанами на гриле и двумя крохотными креветками. Обратно же меня ожидала порция риса с тушеной рыбой и теми же двумя крохотными креветками, но к этому всему пиво, вино и соки в не ограниченных количествах.)))

Автобус с аэропорта на автовокзал ходит по расписанию, стоимость 2,50 евро. На него не торопились. Мы летели с 1 багажом на всех - 23 кг, и 7 кг ручной клади у каждого.
Перепаковав свои рюкзаки покинули здание аэропорта. Дошли до круга и в течении нескольких минут уехали автостопом в город Ханья. Нам просто повезло, автостоп на острове ужасный.
За всё время передвижений по острову мы сменили 3 автомобиля первыми двумя были иностранцы и только последний водитель был критянином.
Погода.
За неделю до вылета на греческих сайтах высмотрели солнышко +21 днем и +14 ночью, это нас радовало. Но за день до вылета картинка изменилась и всю неделю с утра до вечера должен был идти дождь. У природы нет плохой погоды, решили мы, а есть просто не правильно подобранные вещи, поэтому докинув штормовые штаны и куртку отправились в аэропорт. Но, сандалии всё таки захватили, и правильно сделали.

Жилье.
В поход захватили палатку Tramp Lair 3. На этот раз нам пришлось спать втроем в одной палатке.
Всё дело в том, что у меня модель Hannah Desert 4-season, легкая двухместная четырех сезонная палатка, но у нее огромный минус это ее дюралюминиевые стойки Ø 7.5 мм, которые лопались иногда вовремя похода в самый не подходящий момент. И вот меняла я сегменты до тех пор пока они не закончились у поставщика, дело в том, что у Hannah пожизненная гарантия на дуги, просто об этом не все знают. В один момент было решено поменять дуги на диаметром больше, и вот одну поменяли, вторую сказали попозже, и тут такая картина одна дуга как дуга, вторая продолжает ломаться, я около полугода выпрашивала у поставщика заменить и вторую, они отказывались, и вот наступает долгожданный момент мы пришли к согласию они меняют мне обе дуги на одинаковые по длине и диаметру. Но не все так идеально в этом мире как хотелось бы, одна дуга новая, вторая б/у еще и погнута в центе. Одним словом покупайте палатки фирмы Salewa, там надежный поставщик и проблем с палаткой не будет.

День 1. Аэропорт Ханья «Иоаннис Даскалояннис» - пляж Агия Апостоли.
В Грецию прилетать в воскресенье очень не удобно, во первых закрыты все супермаркеты, во вторых автобусы ходят очень редко. Но выбора у нас не было. Поэтому автостопом добравшись в Ханью, отправились посмотреть на старый город с остатками венецианской гавани и глянуть на визитную карточку города - один из самых старых маяков мира.

Дальше по плану мы должны были покинуть город Ханья и направится в одно очень красивое место, что на западе острова.
Но в тот вечер автостоп не задался и мы пошли разбивать лагерь в одной из бухточек недалеко от Ханьи.

День 2.  Пляж Агия Апостоли - бухта Баллос.
Примерно в 5 утра начался дождь. Он тихонько барабанил по палатке тем самым давал понять - гидрометцентр не ошибся. Но у нас большие планы на сегодня поэтому проснувшись в 7 утра мы стали готовить завтрак.
Рядом был грот слазили в него и отправились на трассу. Но автостоп шёл плохо, а автобус который нам нужен сам на остановке не останавливался, ему нужно "махать". От незнания так мы пропустили один автобус, следующий пришлось ждать час. И вот добравшись в город Кастелли-Киссамос на автобусе за 5,10 € нам предстояло пройти пешком еще 5 км, но тут неожиданно сработал автостоп.
Вышли с машины как раз около апельсинового сада.
Теперь, немного о месте куда мы отправляемся.  В самый последний момент я решила изменить немного маршрут, и перед тем как выйти на тропу Е4, предложила съездить в бухту Баллос. Ведь это самое красивое место на Крите, ну так говорилось во всех путеводителях.

Пешком конечно идти очень долго целых 10 км с небольшим набором высоты. В сезон проход платный 1€, но вид действительно красивый открывается в конце пути.

Я так торопилась на закат, что провалилась на ровной дорожке в болотце. Скорость моя моментально уменьшилась, на ступенях было опасно передвигаться. И я села на каменной скамейке наблюдать за закатом.

Закат получился то, что нужно, в интернете много фото дневной бухты купающейся в лучах солнечного света. Но вот заката не встречала. Скорей всего это связано с тем, что ночевать в бухте категорически запрещено, так что мое фото одно из немногих где бухта Баллос красуется в лучах заката. Как вы поняли, мы сделали то чего делать в бухте Баллос нельзя. Мы разбили там лагерь.

День 3. Бухта Баллос - пляж Элафониси.
Утром проснулись позавтракали устроили мне фото сессию в бухте Баллос.
Разного цвета вода в море в сочетании с белым песком выглядит сказочно. А связано это с тем, что у трех морей, «встречающихся» в лагуне, различная температура воды, так и прозрачностью вод, полностью обнажающих фарватер.
Отдельно стоит упомянуть и о знаменитых розовых песках, окаймляющих бухту Баллос. Необычный цвет песка в полосе прибоя обеспечивают мельчайшие обломки кораллов, вынесенных на берег.
План на сегодня: выбраться с бухты Баллос, и автостопом проехать горный участок пути Е4, который проходит по дороге вдоль всего западного побережья острова. Почему автостопом, спросите вы? Да потому, что автобусы на Элафониси ходят "only summer".
Я вычитала в блоге у одного американца, что он был сильно разочарован западным отрезком маршрута. Я разочаровываться не хотела, вот и решила свой пеший маршрут начать с пляжа Элафониси.
Авто для перевоза оливок.

Пока шли на трассу с городка Kaliviani, увидели заводик по производству оливкового масла. Я никогда не задавалась вопросом, как собирают эти самые оливки, оказалось очень трудоемкое дело. Землю под деревом устилают мелкой сеткой, и начинают специальными пластмассовыми лопатками  сбивать оливки, в некоторых случаях они срезают ветки дереву. Собирают все в мешок и отвозят вот на такие мини-заводики для получения масла.

Вышли мы на дорогу по направлению в городок Platanos. Стали на заправке, где простояли 30 мин. безрезультатно, после чего решили сменить трассу. И как только мы одели рюкзаки и прошли 20 метров, не веря в чудо просто так подняли палец проезжающему автомобилю. Ура, машина остановилась, еще и оказалось, что водитель едет в Элафониси, а эта двойная удача, на такое мы не рассчитывали. Он показал, лезьте в кузов, и мы залезли. Теперь мы наверное ездили автостопом уже на всех видах автомобиля.
Так мы спустя час оказались  на пляже Элафониси, прошли по косе и отправились до маяка, что на краю острова, это заняло около 20 минут. А еще там была симпатичная часовня, которая находилась с видом на бесконечное море, и место называют  это Агия Ирини (Святая Ирина).
Маяк в Агия Ирини, был построен до немецкой оккупации, в 1939 г. и был виден на расстояние 30 миль.
Лагерь решено было разбить в дюнах за деревом. Как и предыдущая ночевка эта у нас была в не разрешённом месте. Не повторяйте за нами.)))

День 4. Пляж Элафониси- город Палеохора(ущелье Пелеканиоти)
В ноябре день очень короткий, восход солнышка в 6:58, закат в 17:20. Поэтому что бы успевать проходить по 20 км приходилось рано вставать. Каждый день просыпались в 6 часов и засыпали около 20:00.
Завтракаем и быстро собираемся. В походе мы использовали мультитопливную горелку. Топливо приобрели на заправке в городе Ханья на 2 евро купили 1,3л бензина. В итоге по окончанию 7 дневного трека у нас осталось еще 0,5л топлива. Бензин спокойно наливают в пластиковые бутылки.
На пляже Элафониси, как и в бухте  Баллос песок розовый из-за коралов. Дима для коллекции берет немного с  собой. Хотя по легенде песок выкрашен в розовый цвет, кровью греков, которые бежали на остров от турков.
Из Элафониссоса  вдоль моря теперь уже пешком отправились дальше по тропе Е4, спустя 40  мин. дошли до одной из редких областей Крита, кедрового леса.
Здесь очень много мест под палатки и в сезон в деревьях можно спокойно останавливаться. Из минусов - нет воды. Колодец пустой.
За кедровым лесом маршрут идет вверх вдоль склона, но там не значительный подъем.
И снова спуск к пляжу на некоторое время, а затем снова подъем.

Часовня Агиос Иоаннис на склоне холма, здесь можно пополнить запасы воды, но мы не рискнули, просто приготовили чай и пошли дальше по склону вдоль моря к перевалу.
Высота перевала 102 м.
Скромные высоты, но зато даже с таким рюкзаком идти комфортно.
Можно спускаться и через церковь, но тропа Е4 идет правее выходя сразу на пляж.
Туалеты по Криту в сезон, на сколько мы поняли, платные по 0.50 €, сейчас же они все закрыты.
От пляжа мимо теплиц дорога не очень живописная, но зато запаслись помидорками на салат, и перекусили инжиром с апельсинами. Это единственное место, где мы встретили что-то кроме оливок. Не считая того апельсинового сада, что был на пути в бухту Баллос.
Теперь про ущелье Палеканиоти, так как информации об ущелье не особо много было, мы думали оно такое же красивое  как и все остальные ущелья на острове. И пошли лицезреть часовню Агиоса Манта с фресками, которая якобы сохранилась в отличном состоянии. Но вышло как всегда все не так ладненько. При входе нас встретили горы мусора и сухое ущелье, хотя писалось, что это единственное ущелье, где есть вода круглый год. Церковь согласно описанию должна была быть через 2 км от входа, но Димина программа My Grete cuide завела нас в конец ущелья и говорила, что теперь нужно лезть в гору. Мы не полезли, разбили лагерь и стали готовить ужин.
Длина пути 22 км.
Уровень сложности: Легкий маршрут с небольшими перепадами высот.

День 5. Palaiochora - Sougia

До Палеохоры  мы не дошли каких-то 3 км. Так что завтракаем и возвращаемся обратно на трассу,  и тут на обратном пути увидели старую церковь, которая как и говорилось в описании была в 2 км от входа в ущелье.
Идти вдоль моря с утра было прикольно, машин практически нет, светит солнышко, жизнь прекрасна. Но если честно, как-то не правильно, что маршрут проходит по трассе, это не безопасно.

Поселок Палеохора (Palaiochora) -  еще недавно бывший тихой рыбацкой деревушкой на юго-западе острова Крит сегодня это популярный туристический курорт. Палеохора расположилась на мысе, выступающем в Ливийское море. Размер мыса составляет 700 на 400 метров, а городок живет за счет сельского хозяйства и туризма чему способствуют замечательные пляжи, сохранившийся традиционный уклад жизни и особая атмосфера небольшой Критской деревеньки. В поселке, как минимум два больших супермаркета и множество кафешек.
Кемпинг Палеохора один из немногих кемпингов, что принимает туристов в ноябре.
Сегодняшний маршрут можно назвать "День пляжей", сегодня один красивый пляж будет сменятся еще более красивой и уединенной бухтой.
Через 4 км от посёлка Палеохора, появились два прекрасных и уединенных пляжа: Ангидро и Гиалискари, перекусив на одном из них мы отправились до древнего Лиссоса.
Вас может удивить, что 9,5 км проходятся за 6 часов, но это так. Какими бы крутыми мы не были, быстрей у нас не получилось. С самого начала нашего маршрута по всей дороге стоят такие щиты, сообщающие сколько еще до конечной точки.
Сверху на плато увидели вот такие емкости для воды. В них козы, которых там огромное количество, утоляют жажду.
Пляж Лиссос, расположен рядом с Агиос Кирикос (т.е. Святой Кирикос). Это - територия древнего Лиссоса, который был фактически, морским портом древнего города Элирос. Руины Элирос, расположены недалеко от сегодняшней деревни Родовани.
Исследовав руины мы начали подниматься в гору набрав 280 м. Оказавшись на плато особо времени не было любоваться  открывшимися видами на побережье, уже темнело. Начали спускаться в глубокое и прохладное ущелье Лиссоса. Узкий глубокий каньон даже при сумерках приводил в восторг. Решила утром обязательно сюда вернусь.
Когда вышли с ущелья к небольшой гавани Сугии было уже совсем темно. Дальше двинулись через городок Сия на пляж Sougia. В месте  для кемпинга в оборудованных местах стали на ночёвку.
Разбиваем лагерь долгожданный отдых.
Длина пути 23 км.

День 6. Пляж Sougia - пещера Циклопа - Ханья.

Этот день был самым коротким, но очень насыщенным. Во первых мы вернулись обратно к ущелью Лиссоса, во-вторых в 2-х часах ходьбы от ночёвки была очень интересная достопримечательность - пещера Циклопа.
Напомню, что палатку мы установили на территории кемпинга, который не работал в ноябре и находится на пляже. В нашем распоряжении были ровные площадки и хорошее укрытие от ветра в виде высоких кустов. За весь поход мы не встретили ни какой живности, что могла бы нам причинить вред(скорпионы, змеи) и только в этом месте наткнулись на огромное количество сколопендр. Летом здесь есть еще умывальники, но сейчас вся вода была отключена. Воду брали в душевых, что на пляже. Там же помыли голову, и приведя себя в порядок отправились назад в ущелье, которое вчера в темноте быстро прошли.
Вид на бухту в которой ночевали.

Трио ВиаГра.

Каменные стены ущелья огромными уступами поднимались вверх, теряясь в золоте солнечных лучей. Фото не передает всей красоты, но в ущелье действительно красиво.

Вернувшись обратно на пляж, Дима оставил рюкзак  и мы пошли к пещере Циклопа.
Для точности могу сказать, что пещера циклопа Полифема находится между поселениями Сугия и Кустогерако. От места нашей ночёвки согласно GPS нам предстояло пройти 5 км. Мы поднимались к ней с пляжа около 2-х часов, всё потому, что ориентировались только по меткам черно-желтым, а они в один момент пропали.

Наши телефоны уже разрядились и мы по старому дедовскому методу пошли по меткам.  Тропа Е4 - это черно-желтые метки,  дорога к пещере промаркирована была бело-голубыми.
Мы приблизительно знали, что скоро должен быть поворот к пещере, но  его всё не было. Что значит когда привыкаешь  ходить по GPS, меткам уже не доверяешь. Вот шли - шли, и вышли наконец на бело-голубые метки.
Пещера циклопа Полифема
Внутри пещера достаточно большая, мы не ожидали такого увидеть. Считается, что пещера не имеет интересного декора, за исключением одного мраморного образования похожего на трон. Этот самый трон, на фото слева от меня.
Вход в пещеру Полифема одноглазого циклопа - каннибала разделен напополам огромным камнем, как в поэме Гомера "Одиссея". Вот в этой самой пещере Одиссей  выколол исполину глаз большой деревянной дубиной.

Основу всех пассажирских перевозок на Крите составляют общественные автобусные линии KTEL. Стоимость и маршруты автобусов приведены чуть ниже в "полезностях". С расписанием у них беда, я говорю про период когда на Крите не туристический сезон. Нам если честно повезло, что в 15:30 в пятницу этот автобус прибыл. Утреннего так и не было, местные сказали. А следующий автобус из Сугии был бы только в субботу в 15:30, и мы бы опоздали на самолёт. Автостопом можно было бы выехать  при условии, что из Сугии  кому - то нужно в Ханью, а это такой маленький %. За всё время пока ехали в Ханью на автобусе ни одной машины не встретили.  Но, несмотря на всё это, остров, его дикая часть, очень понравился. Такие моменты хочется помнить, каждая фотография это моя история, поэтому их в блоге так много))).
Так что на остров нужно ехать и не тогда когда шумные толпы туристов захватывают Крит, а вот так как мы или в октябре, когда не сильно жарко, и что бы уж точно без дождя.

Подводя итоги, хочется сказать, что я очень довольна тем, что удалось провести неделю на этом острове. Уезжать очень не хотелось и не потому, что дома температура выше +3 не поднималась, а потому, что мы еще не увидели столько всего красивого, что прячет остров.
Из минусом хотелось отметить это расписание автобусов. Жизнь на Крите останавливается по окончанию летнего сезона. Всё, дальше выкручивайтесь милые туристы как хотите. А со всем остальным проблем у нас не было, все продукты мы везли с Украины, кроме соли, забыли о ней. Пришлось покупать пол кило за 1 евро. Что касается их  уникального греческого вина, которое больше нигде в мире не производится, «рецина» - белое столовое вино с характерным привкусом смолы - нам отдавало плесенью. При чем мы на Крите были не в курсе об этом вине, решили, что оно  испортилось. Вообщем, есть люди которым оно нравится с первого глотка, а есть такие как мы. Не оценили мы их вино.
Относительно газа. Он есть на Крите и это здорово, причём баллоны под разные горелки. В данном случае, стоимость резьбового баллона на 500 грм -3,50 €. Баллоны на фото, можно купить в супермаркете INKA, что рядом с автовокзалом.

Бюджет поездки одного человека:
Перелет: Киев - Ханья - Киев  3814 грн.
Автобус по острову:
Ханья -Кисамос - 5,10
Сугия- Ханья - 7,80

Полезности:

Путешествуйте побольше, даже если у вас совсем мало денег!

1. Какие Вы молодцы_восхищаюсь Вами!

2. Спасибо!
    Тут главное идти к цели. Пока есть цель и есть с кем разделить печеньку, то все ок)))

Мадейра VEREDA DO LARANO.